STUDENTUHELP.RU

                                                  КОНТРОЛЬНЫЕ, КУРСОВЫЕ, РЕФЕРАТЫ. ГОТОВЫЕ И ПОД ЗАКАЗ.


                         

  На главную

дисциплины
приобрести работу
заказать работу
дипломы
полезные ссылки
cтатьи
Популярное
Шпаргалки
конспект лекций

ПСИХОАНАЛИЗ

         Современное понимание психоанализа: раньше считалось, что через воспоминания событий раннего детства можно осознать и проработать причины настоящей проблемы (а вместе с этим и саму проблему), то сейчас считается, что детские воспоминания есть не причина, а иллюстрация (метафора) настоящей проблемы взрослого человека. Они просто отображают «процесс поломки» личности человека. Поэтому, работая с ними, мы работаем с проблемой. Любой метафоричный образ – это образ проблемы.

         Психоанализ включает: фрейдизм, неофрейдизм, аналитическую психологию, индивидуальную психологию.

Психоанализ считает – поведение подчиняется подсознанию (влечению). Влечение определяется инстинктами и подавленными желаниями, которые были вытеснены на подсознательный уровень, и появляются в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения и оказывают влияние на выбор профессии и творчество.

         Психоанализ – как методология исследования психики. Занимает среднее место между медициной и философией. Основной психоанализа является ассоциативный метод, в ходе которого клиенту предлагается высказывать все, что приходит в голову. Анализ мыслей и ассоциаций укажет на источник заболевания или тревоги. Отслеживаются ключевые слова и неконгруэнтность поведения.

         Психотерапевтический метод – это совокупность способов выявления особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознанными мотивами.

         Способы:

-         ассоциативный метод;

-         анализ снов и толкование сновидений;

-         анализ и толкование ошибочных и случайных действий в повседневной жизни.

 

Задача психоанализа: помочь страдающему человеку выявить истинную причину его страданий, которая скрыта в его бессознательном и, поэтому, закрыта от него; помогает вспомнить травмирующие переживания, сделать их сознательными и как бы пережить заново. Это состояние приводит к эффекту катарсиса.

     По Фрейду – одна из задач психоанализа заключается в том, чтобы проникнуть в тайну амнезии детских лет и довести до сознания проявления ранней детской сексуальности.

     Вытесняются, как правило, запретные детские желания. В терапии катарсис используется как метод воздействия, направленный на выявление и разрядку бессознательных импульсов. Это фаза лечения, когда вспоминаются забытые сцены, послужившие толчком к заболеванию.

     Катарсис – это прием воздействия, заключающийся в разрядке, отреагирования аффекта, ранее вытесненного в подсознание.

Психотерапевтическое воздействие состоит в том, что при приближении бессознательного к сознательному, уничтожается вытеснение.

По Фрейду: все люди внутренне конфликтны; в обществе более всего подавляются сексуальные побуждения. Однако именно сексуальные побуждения заставляют людей действовать. Именно благодаря либидо происходит развитие личности и достижение зрелости.

Либидо – это ключевое понятие психоаналитической теории. Это специфическая психическая энергия движет человеком от рождения. Первоначально проявляется в удовольствии от переживаний, связанных с удовлетворением естественных потребностей. Около 4-х лет эротический интерес переносится на родителя противоположного пола. Родитель своего пола воспринимается как соперник. Ребенок желает его ухода или смерти. Но подобные желания запретны и они вытесняются в бессознательное. Т.о. возникает «эдипов» комплекс у мальчиков и комплекс «электры» у девочек. Внутренний конфликт проявляется в том, что ребенок зависит от родителя противоположного пола и одновременно ненавидит его.

Фрейд считает, что либидо носит исключительно мужскую природу (даже у женщин). Проявляется в социально приемлемой форме, благодаря сублимации, вытеснению и др. видам психологических защит. Сублимированное либидо проявляется в диапазоне от элементарных физиологических актов до творчества.

Психоаналитическая терапия.

Основной задачей является столкновение пациента с проблемами лицом к лицу, с последующим контролем. В результате пациент начинает руководить своей жизнью на осознании истинных мотивов.

Четыре этапа:

1.     Конфронтация (показать клиенту, что он чего-то избегает).

2.     Прояснение (помещение в фокус сознания значимых деталей).

3.     Интерпретация.

4.     Проработка состояния и психологических процессов после инсайта.

 

Психодинамическая традиция.

         Основное положение – инстинкты движущая сила.

         В основе – Фрейд.

В настоящее время в практике периодизация Фрейда не используется.

Новое понимание бессознательного – это автоматизм (то, что мы не контролируем), т.е. 90 % стереотипов нашей жизни – автоматизм.

Механизмы защиты:

В основе - избегание психической и физической боли.

Внутренний мир человека – эмоциональный конструкт, который предопределен семьей и искажен (из-за механизмов защиты). Защита – для того, чтобы избежать тревоги, которая была в прошлом и от того, чего боюсь в будущем.

ФРЕЙД

Родился на стыке эпох: романтизма (романтическое отношение в т.ч. и к смерти) и викторианской (индустриализация).

Принципы теории Фрейда, на которые повлиял романтизм:

-         Общество накладывает на спонтанность свои нормы и ограничения (пример, птица - в зоопарке, в экологическом оазисе, однако она имеет закрытое ограниченное пространство).

-         Акцент на внутренний мир человека, внутреннее Я.

-         Акцент на бессознательное.

Из эпохи романтизма Фрейд «взял» Наполеона (властелин земель) и Шиллера (властелин разума).

Принципы Фрейда, на которые повлияла викторианская эпоха:

-         Доминирование науки

-         Акцент на моральность человека, на его чувства долга.

Влияние войны на теорию Фрейда:

-         Учение об инстинктах смерти (сам Фрейд очень боялся смерти, иногда дело доходило до потери сознания).

-         К сексуальным инстинктам добавил инстинкт смерти.

Влияние родителей Фрейда на его теорию:

-         Мать Фрейда относилась к нему по сценарию «растет победитель» (воспоминания о матери очень идеализированы; отсюда теория, что жизнь ребенка зависит от взаимодействия мать-ребенок, особенно на первом году жизни).

-         Отца Фрейд любил и ненавидел; сумел примириться с отцом только после смерти (отсюда теория Эдипова комплекса).

 

На Фрейда повлияли:

-         Наставником Фрейда был Брюкке, представителя теории механистической модели человека (человек – это биологическая машина, которая функционирует по соответствующим законам).

-         Шарко – один из первых изучал истерию. Считал, что физические недуги имеют психические причины (пример, мать начинает болеть, когда не хочет терять сына). С такими бльными Шарко занимался гипнозом.

-         Брейер дает возможность Фрейду психической практики.

 

Работы Фрейда не признавались по причинам:

-         Его теория не вписывалась в рационализм той эпохи.

-         Выявление сексуальности у детей.

 

Теория Фрейда построена на трех основных принципах:

1.     Детерминизма, т.е. обусловленности. Все наше поведение обусловлено нашими импульсами и инстинктами. Инстинкты дают энергию и определяют поведение. Инстинкты – это животная сила, и задача человека преобразовать эти инстинкты в социальные формы.

Основные группы инстинктов: - сексуальные; - смерти.

Эти инстинкты работают по закону сохранения энергии: «Если я эти инстинкты направлю на одно, то будет страдать другое. Энергия направлена или на Я (нарциссизм; если я больше отдаю себе, то меньше получают другие) или на других. (В настоящее время подход изменился: если не будешь любить себя, не сможешь любить других.)

У человека существует бессознательное влечение к смерти. Инстинкт смерти м.б. направлен на себя (суицид), и на вне себя (агрессия, деструктивное поведение). В этом Фрейд видел причину войн (т.е. причина войн у него - биологическая).

Т.о., когда какая либо потребность вызывает  в организме человека напряжение, человек ищет удовлетворение этой потребности, через это снижается напряжение.

2.     Конфликта.

Два основных конфликта:

Мы уже рождаемся с желанием: любить и убивать.

Отсюда внутренние конфликты: люблю и ненавижу; супер-ЭГО и индивидуальность; индивид и социум (напр., чем прогрессивнее общество, тем больше невротиков; комплекс жертвы не примере пострадавших чернобыльцев – много требуют и в результате, становятся над обществом).

3.     Бессознательного. Проявляется в сознании через символы.

 

Фрейд вводит в практику карту психики:

 

Сознание – мысли, чувства, которые испытываем в данный момент.

Предсознание – мысли, чувства, которые на данный момент мы не осознаем; для их осмысления требуется небольшое усилие – это наша память.

Бессознание – мысли и чувства, которые не осознаются.

 

Вся информация из внешнего мира поступает в наше сознание (это есть восприятие), затем в предсознание, а наиболее болезненная информация идет в бессознательное.

 

Фрейд предлагает свою структуру личности:

ИД – оно. Наиболее примитивная часть личности. Мы с ним рождаемся. Оно хаотично. Не содержит инстинкт самосохранения (за это в основном отвечает ЭГО). ИД работает по принципу удовольствия «есть желание, хочу удовлетворить». Содержит все инстинкты и является энергетической частью нашей личности. Корни творчества тоже содержаться в ИД, поэтому многим великим открытия приходили во сне. Для ИД не важно «могу я удовлетворить потребность в реальности или в образах».

ЭГО – Я. Это в основном сознательное. Работает по принципу реальности. Позволяет не немедленно удовлетворить желание, а возможность его отсрочить до приемлемого момента. Содержатся рациональные механизмы. Обслуживает ИД (чтобы желания были приемлемыми), а также ищет компромисс с СУПЕР-ЭГО.

СУПЕР–ЭГО. Появляется около трех лет. Связано с родителями, т.е. ребенок усваивает правила поведения, принимая их в дальнейшем как свои сои собственные. Это родители в нашей голове. Делится на две части: - это наша совесть, которая основывается на запретах родителей; -  это часть, связанная с ожиданиями родителей, т.е. идеал, каким я должен быть.

 

 

Механизмы защиты (Фрейд выделял 8, сейчас более 30):

1.     Вытеснение (забывание).

2.     Отрицание (игнорирование информации).

3.     Замещение (напр., в семье могут срываться при проблемах на работе; через сексуальное желание к матери выбирается подобная).

4.     Противодействие («я ощущаю в себе одну тенденцию и начинаю себя вести противоположным образом»; напр., через сексуальное желание к матери выбирается отличная от матери женщина).

5.     Искажение – рационализация.

6.     Регрессия – возвращение к более детским стилям поведения (когда нам плохо, мы зовем маму; напр., дети (до 4-х лет) при госпитализации отказываются что-либо делать, для того, чтобы вернули маму).

7.     Проекция – когда то, что я не признаю в себе переносится на личность другого человека.

8.     Сублимация – исполнение своих желаний в социально приемлемой области (напр., агрессивный человек может выбрать профессию хирурга). Проявляется в творчестве, искусстве.

 

следующая страница

.. Rambler's Top100