КОНТРОЛЬНЫЕ, КУРСОВЫЕ, РЕФЕРАТЫ. ГОТОВЫЕ И ПОД ЗАКАЗ. |
|
ПСИХОАНАЛИЗСовременное понимание психоанализа: раньше считалось, что через воспоминания событий раннего детства можно осознать и проработать причины настоящей проблемы (а вместе с этим и саму проблему), то сейчас считается, что детские воспоминания есть не причина, а иллюстрация (метафора) настоящей проблемы взрослого человека. Они просто отображают «процесс поломки» личности человека. Поэтому, работая с ними, мы работаем с проблемой. Любой метафоричный образ – это образ проблемы. Психоанализ включает: фрейдизм, неофрейдизм, аналитическую психологию, индивидуальную психологию. Психоанализ считает – поведение подчиняется подсознанию (влечению). Влечение определяется инстинктами и подавленными желаниями, которые были вытеснены на подсознательный уровень, и появляются в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения и оказывают влияние на выбор профессии и творчество. Психоанализ – как методология исследования психики. Занимает среднее место между медициной и философией. Основной психоанализа является ассоциативный метод, в ходе которого клиенту предлагается высказывать все, что приходит в голову. Анализ мыслей и ассоциаций укажет на источник заболевания или тревоги. Отслеживаются ключевые слова и неконгруэнтность поведения. Психотерапевтический метод – это совокупность способов выявления особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознанными мотивами. Способы: - ассоциативный метод; - анализ снов и толкование сновидений; - анализ и толкование ошибочных и случайных действий в повседневной жизни.
Задача психоанализа: помочь страдающему человеку выявить истинную причину его страданий, которая скрыта в его бессознательном и, поэтому, закрыта от него; помогает вспомнить травмирующие переживания, сделать их сознательными и как бы пережить заново. Это состояние приводит к эффекту катарсиса. По Фрейду – одна из задач психоанализа заключается в том, чтобы проникнуть в тайну амнезии детских лет и довести до сознания проявления ранней детской сексуальности. Вытесняются, как правило, запретные детские желания. В терапии катарсис используется как метод воздействия, направленный на выявление и разрядку бессознательных импульсов. Это фаза лечения, когда вспоминаются забытые сцены, послужившие толчком к заболеванию. Катарсис – это прием воздействия, заключающийся в разрядке, отреагирования аффекта, ранее вытесненного в подсознание. Психотерапевтическое воздействие состоит в том, что при приближении бессознательного к сознательному, уничтожается вытеснение. По Фрейду: все люди внутренне конфликтны; в обществе более всего подавляются сексуальные побуждения. Однако именно сексуальные побуждения заставляют людей действовать. Именно благодаря либидо происходит развитие личности и достижение зрелости. Либидо – это ключевое понятие психоаналитической теории. Это специфическая психическая энергия движет человеком от рождения. Первоначально проявляется в удовольствии от переживаний, связанных с удовлетворением естественных потребностей. Около 4-х лет эротический интерес переносится на родителя противоположного пола. Родитель своего пола воспринимается как соперник. Ребенок желает его ухода или смерти. Но подобные желания запретны и они вытесняются в бессознательное. Т.о. возникает «эдипов» комплекс у мальчиков и комплекс «электры» у девочек. Внутренний конфликт проявляется в том, что ребенок зависит от родителя противоположного пола и одновременно ненавидит его. Фрейд считает, что либидо носит исключительно мужскую природу (даже у женщин). Проявляется в социально приемлемой форме, благодаря сублимации, вытеснению и др. видам психологических защит. Сублимированное либидо проявляется в диапазоне от элементарных физиологических актов до творчества. Психоаналитическая терапия. Основной задачей является столкновение пациента с проблемами лицом к лицу, с последующим контролем. В результате пациент начинает руководить своей жизнью на осознании истинных мотивов. Четыре этапа: 1. Конфронтация (показать клиенту, что он чего-то избегает). 2. Прояснение (помещение в фокус сознания значимых деталей). 3. Интерпретация. 4. Проработка состояния и психологических процессов после инсайта.
Психодинамическая традиция. Основное положение – инстинкты движущая сила. В основе – Фрейд. В настоящее время в практике периодизация Фрейда не используется. Новое понимание бессознательного – это автоматизм (то, что мы не контролируем), т.е. 90 % стереотипов нашей жизни – автоматизм. Механизмы защиты: В основе - избегание психической и физической боли. Внутренний мир человека – эмоциональный конструкт, который предопределен семьей и искажен (из-за механизмов защиты). Защита – для того, чтобы избежать тревоги, которая была в прошлом и от того, чего боюсь в будущем. ФРЕЙДРодился на стыке эпох: романтизма (романтическое отношение в т.ч. и к смерти) и викторианской (индустриализация). Принципы теории Фрейда, на которые повлиял романтизм: - Общество накладывает на спонтанность свои нормы и ограничения (пример, птица - в зоопарке, в экологическом оазисе, однако она имеет закрытое ограниченное пространство). - Акцент на внутренний мир человека, внутреннее Я. - Акцент на бессознательное. Из эпохи романтизма Фрейд «взял» Наполеона (властелин земель) и Шиллера (властелин разума). Принципы Фрейда, на которые повлияла викторианская эпоха: - Доминирование науки - Акцент на моральность человека, на его чувства долга. Влияние войны на теорию Фрейда: - Учение об инстинктах смерти (сам Фрейд очень боялся смерти, иногда дело доходило до потери сознания). - К сексуальным инстинктам добавил инстинкт смерти. Влияние родителей Фрейда на его теорию: - Мать Фрейда относилась к нему по сценарию «растет победитель» (воспоминания о матери очень идеализированы; отсюда теория, что жизнь ребенка зависит от взаимодействия мать-ребенок, особенно на первом году жизни). - Отца Фрейд любил и ненавидел; сумел примириться с отцом только после смерти (отсюда теория Эдипова комплекса).
На Фрейда повлияли: - Наставником Фрейда был Брюкке, представителя теории механистической модели человека (человек – это биологическая машина, которая функционирует по соответствующим законам). - Шарко – один из первых изучал истерию. Считал, что физические недуги имеют психические причины (пример, мать начинает болеть, когда не хочет терять сына). С такими бльными Шарко занимался гипнозом. - Брейер дает возможность Фрейду психической практики.
Работы Фрейда не признавались по причинам: - Его теория не вписывалась в рационализм той эпохи. - Выявление сексуальности у детей.
Теория Фрейда построена на трех основных принципах: 1. Детерминизма, т.е. обусловленности. Все наше поведение обусловлено нашими импульсами и инстинктами. Инстинкты дают энергию и определяют поведение. Инстинкты – это животная сила, и задача человека преобразовать эти инстинкты в социальные формы. Основные группы инстинктов: - сексуальные; - смерти. Эти инстинкты работают по закону сохранения энергии: «Если я эти инстинкты направлю на одно, то будет страдать другое. Энергия направлена или на Я (нарциссизм; если я больше отдаю себе, то меньше получают другие) или на других. (В настоящее время подход изменился: если не будешь любить себя, не сможешь любить других.) У человека существует бессознательное влечение к смерти. Инстинкт смерти м.б. направлен на себя (суицид), и на вне себя (агрессия, деструктивное поведение). В этом Фрейд видел причину войн (т.е. причина войн у него - биологическая). Т.о., когда какая либо потребность вызывает в организме человека напряжение, человек ищет удовлетворение этой потребности, через это снижается напряжение. 2. Конфликта. Два основных конфликта: Мы уже рождаемся с желанием: любить и убивать. Отсюда внутренние конфликты: люблю и ненавижу; супер-ЭГО и индивидуальность; индивид и социум (напр., чем прогрессивнее общество, тем больше невротиков; комплекс жертвы не примере пострадавших чернобыльцев – много требуют и в результате, становятся над обществом). 3. Бессознательного. Проявляется в сознании через символы.
Фрейд вводит в практику карту психики:
Вся информация из внешнего мира поступает в наше сознание (это есть восприятие), затем в предсознание, а наиболее болезненная информация идет в бессознательное.
Фрейд предлагает свою структуру личности: ИД – оно. Наиболее примитивная часть личности. Мы с ним рождаемся. Оно хаотично. Не содержит инстинкт самосохранения (за это в основном отвечает ЭГО). ИД работает по принципу удовольствия «есть желание, хочу удовлетворить». Содержит все инстинкты и является энергетической частью нашей личности. Корни творчества тоже содержаться в ИД, поэтому многим великим открытия приходили во сне. Для ИД не важно «могу я удовлетворить потребность в реальности или в образах». ЭГО – Я. Это в основном сознательное. Работает по принципу реальности. Позволяет не немедленно удовлетворить желание, а возможность его отсрочить до приемлемого момента. Содержатся рациональные механизмы. Обслуживает ИД (чтобы желания были приемлемыми), а также ищет компромисс с СУПЕР-ЭГО. СУПЕР–ЭГО. Появляется около трех лет. Связано с родителями, т.е. ребенок усваивает правила поведения, принимая их в дальнейшем как свои сои собственные. Это родители в нашей голове. Делится на две части: - это наша совесть, которая основывается на запретах родителей; - это часть, связанная с ожиданиями родителей, т.е. идеал, каким я должен быть.
Механизмы защиты (Фрейд выделял 8, сейчас более 30): 1. Вытеснение (забывание). 2. Отрицание (игнорирование информации). 3. Замещение (напр., в семье могут срываться при проблемах на работе; через сексуальное желание к матери выбирается подобная). 4. Противодействие («я ощущаю в себе одну тенденцию и начинаю себя вести противоположным образом»; напр., через сексуальное желание к матери выбирается отличная от матери женщина). 5. Искажение – рационализация. 6. Регрессия – возвращение к более детским стилям поведения (когда нам плохо, мы зовем маму; напр., дети (до 4-х лет) при госпитализации отказываются что-либо делать, для того, чтобы вернули маму). 7. Проекция – когда то, что я не признаю в себе переносится на личность другого человека. 8. Сублимация – исполнение своих желаний в социально приемлемой области (напр., агрессивный человек может выбрать профессию хирурга). Проявляется в творчестве, искусстве.
следующая страница .. |
|