|
|
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение........................2
Биография Джорджа Беркли........3
Философия Джорджа Беркли........4
Биография Давида Юма............12
Философия Давида Юма............13
Заключение......................22
Литература......................23
ВВЕДЕНИЕ.
Реферат посвящен исследованию философских концепций известных
британских мыслителей Давида Юма и Джорджа Беркли.Период их творчества был вре-
менем необычайного подьема и развития английской философии. Ф.Бекон, Т.Гоббс,
Д.Локк, Д.Беркли и Д.Юм - эти имена известны всем.Их творчество опре- делило
основы главных философских течений: идеализма и материализма. Почему же мы
обращаемся к творчеству Юма и Беркли? Дело в том, что в недавнем прошлом именно
эти философы в нашей стране подвергались большой критике с позиций материализма.
Их философские концепции излагались как реакционные. Но хотелось бы рассмотреть
их непредвзято, так как сформиро- вать свое мировоззрение, независимую жизненную
позицию и ценностные идеалы невозможно, опираясь на расхожие мения и стереотипы.
Будем следовать принципу о котором говорил Джордж Беркли: "Единственное
преимущество на которое я претен- дую,- это то, что я всегда мыслил и судил са-
мостоятельно". Кроме того хотелось бы, по мере возможности, сравнить взгляды
двух философов, чье миропонима- ние формировалось в одинаковых условиях, в
одина- ковой среде. . - 3 - БИОГРАФИЯ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ. Джордж Беркли родился 12
марта 1685 года на юге Ирландии в Килкрени. Он был старшим из семи детей в семье
мелкопомест- ного дворянина Уильяма Беркли. В 1675 г. Джордж начал учебу в
Килкенни,а через пять лет продолжил ее в колледже Троицы в Дублине. В 1704 г.
Беркли получил первую ученую степень бакалавра искусств, в 1707 г.звание
научного сотрудника и начал препода- вание в колледже. В том же году были
опубликованы анонимно его первые научные произведения - два трактата по
математике. Два года спустя Беркли получил первый сан священнослужителя. В 1709
вышла в свет первая работа Беркли,предвещающая его философское учение - "Новая
теория зрения".В следующем году Беркли издает "Трактат о началах человеческого
знания",где высказывает свои философские взгляды,новую философскую концеп- цию.
В 1713 г. Беркли в качестве капеллана лорда Петербо- ро,чрезвычайного посла при
дворе сицилийского короля,отправля- ется в Италию.Тогда же он пишет одно из
своих важнейших произ- ведений - "Три диалога между Гиласом и Филонусом".На
следующий год Беркли вернулся на родину,а в 1716 г. снова едет в Италию, на этот
раз в качестве гувернера (откуда он вернулся в Лондон в 1721 г.). В сентябре
1728 года Беркли с целью миссионерской дея- тельности отправляется на
Род-Айленд. Незадолго до своего оть- езда сорокатрехлетний Беркли женился на
Анне Форстер.Их семей- ная жизнь была счастливой.Как и в семье его отца,у Беркли
было семеро детей,к которым он относился с большой любовью. Не дождавшись
обещанных ассигнований на постройку коллед- жа,Беркли возвращается осенью 1731
года в Лондон. Сразу после приезда Беркли публикует свою работу - "Алсифрон",
где отстаи- вает христианское вероучение и религиозную мораль. За "Алсиф- роном"
последовало философско-математическое произведение "Аналитик". В мае 1734 г.
Беркли был посвящен в духовный сан епископа Клойнского,после чего он вернулся в
Ирландию и поселился в - 4 - местечке Клойн,где провел практически всю
оставшуюся жизнь. Последним произведением Беркли был изданный в 1744 году "Сей-
рис",в котором были причудливо переплетены терапия,философия и мистика. В
августе 1752 г. Джордж Беркли покинул свою епархию и переехал в Оксфорд, где 14
января 1753 г. он умер. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ. Исходные позиции.
Философское учение Джорджа Беркли направлено на опро- вержение материализма и
обоснование религии. Для этих целей он использовал номиналистические принципы,
установленные Уильямом Оккамом. "Все,что существует,единично". Это
номиналистическое основоположение служит для Беркли отправным пунктом, из ко-
торого спедует,что ничто соответствующее действительности не может быть
неединичным и абстрактные понятия суть понятия ложные. Но они, по Беркли, не
только ложны, но и невозможны, это философские фантомы. "...Я не могу
образовывать отвле- ченные представления вообще..." "Если ты можешь образовать
мысленно отчетливое абстрактное представление...то я усту- паю...Можешь? А если
не можешь,то с твоей стороны было бы неразумно настаивать дольше на
существовании того, о чем ты не имеешь представления". Беркли различает общие и
абстракт- ные идеи.Первые-это такие,которые могут быть восприняты как наглядные
представления. "Я отрицаю абсолютно,-пишет он в "Трактате",-существование не
общих идей,а лишь отвлеченных общих идей...". Беркли различает при этом два вида
отвлече- ния. При первом из них представляются отдельные части или свойства
предмета,которые в действительности могут существо- вать порознь.При втором виде
отвлечения-такие которые в действительности неотделимы друг от друга. Их то и
отвергает Беркли как иллюзорные,как пустые слова,которым не соот- ветствует
никакое восприятие.В качестве примеров таких абстрактных понятий
приводятся:протяжение,движение, число, - 5 - пространство, время, счастье,
добро.Нельзя,уверяет Берк- ли,образовать отчетливое абстрактное представление о
движе- нии или протяжении без конкретных чувственных качеств,как скорое и
медленное,большое и малое,круглое и четырехугольное и т. п. Нельзя образовать и
абстрактную идею круга,четырехи- ли трехугольника, "который не будет ни
равносторонним, ни неравносторонним, ни равнобедренным" . В отличие от фикции
абстрактных понятий общие поня- тия-это единичные образы,отличающиеся тем,что
они служат в нашем сознании как бы представителями однородных вещей,при- мерами
многих частных идей:"...известная идея, будучи сама по себе частною, становится
общею,когда она представляет или заменяет все другие частные идеи того же рода"
. Поскольку за такими словами, как "это", "вещь", или "число","бесконеч- ность",
не стоял наглядные образы, - это не более как пустые слова, выдаваемые за идеи.
"Если бы люди не пользовались словами вместо идей, они никогда не придумали бы
абстрактных идей". Но что значит: общие идеи представляют частные идеи "того же
рода"? Для номинализма "род" не есть нечто общее самим вещам вследствие наличия
в них объективного тождества. Однородность не обнаруживается, а устанавливается
сравниваю- щим сознанием, исходя из его координирующих установок. Для Беркли
общее не отражение реального единства, единообразия, присущего самим вещам, а
искусственное творение человеческо- го ума. Отсюда отрицание Беркли роли
абстрактного мышления в познании мира. "Я не думаю также, - пишет он, - чтобы
отвле- ченные идеи были более нужны для расширения познания". "Нет такой вещи, -
уверяет Беркли, - как десятитысячная часть дюйма, но есть десятитысячная часть
мили...". Почему же? Да потому, что "мы при точном исследовании найдем, быть
может, что не в состоянии представить себе самый дюйм, состоящим из тысячи
частей" . "Нет такой вещи", так как мы "не в состоянии представить": возможность
представления оп- ределяет возможность бытия. Вся теория абстракции Беркли
направлена к тому, чтобы доказать, что реально только то, что воспринимаемо или
представляемо, но не то, что мыслимо. Понятие сводится им к представлению,
рациональное к эмпири- - 6 - ческому; общее к отдельному. Вторым, из того на что
опирался Беркли при построении своей философской концепции, был локковский
сенсуализм. Локк разделил качества на два рода, один из которых признается
первичным, присущим вещам самим по себе, а второй рассматри- вается как
вторичный, производный, неадекватный. К первичным качествам, объективным и
объективно отражаемым в восприятии, относятся, по Локку, протяжение, плотность,
движение (трак- туемое только как механическое), фигура и число. Все осталь- ное
чувственное многообразие дает неадекватное воспроизведе- ние в сознании
перечисленных первичных форм существования материи. Беркли строит свою теорию
идеалистического сенсуализма, беря за основу локковское понятие вторичных
качеств. Беркли отрицает разделение качеств на первичные и вторичные, сводя
первые ко вторым. При этом он абсолютизирует локковское про- тивопоставление
вторичных качеств первичным. Беркли совер- шенно отрывает вторичные качества от
их объективной основы, дает им законченно-субъективистскую интерпретацию. Затем
он старается доказать, что субъективность, характеризующая вто- ричные качества,
в равной мере присуща и первичным, и, таким образом, все качества в равной мере
вторичны, т.е. субъек- тивны. Антимеханицизм непосредственно перерастает здесь в
антиматериализм. Все качества у Беркли по сути дела уже не вторичны, поскольку
первичные качества аннулируются, их нет больше как объективной реальности.
Субъективные качества не выступают как отличные от объективных, не
противопоставля- ются им, ввиду аннигиляции последних. Сфера качеств стано-
вится однозначной сферой субъективности. Исходя из Локка, он порывает с
локковским делением ка- честв, используя относительность восприятия любых
качеств. Все замыслы Беркли были устремлены к тому, чтобы покончить не с
механицизмом, как таковым, а с механицизмом как с единственной в то время формой
материализма. Что существует, согласно механицистам, вне и независимо от
сознания? Мате- рия, сведенная к протяжению. Вот почему допущение протяжения вне
мышления подвергается атаке Беркли. Т.о. сначала истолковав вторичные качества
как чистую субъективность, затем сведя первичные ко вторичным, Беркли - 7 -
превратил ощущения из основного средства связи субъекта с объектом в
субъективную данность, саму превращенную в объект и исключающую реальный объект,
как таковой. В результате идеалистической переработки сенсуализма ощущения из
того, через что осуществляется познание, превратились в то, что познается.
Беркли , абсолютизируя сенсуализм, признает не- посредственное чувственное
восприятие единственно истинным и достоверным, не допуская никакого иного
критерия истины. Ощущение, отождествляемое им с качеством, выступает у Беркли
под названием "идея": "Чувственные объекты, будучи вещами непосредственно
воспринимаемыми, иначе называются идеями". "Идея" в этом смысле является
центральным понятием всего его учения. Благодаря такой терминологии "качество"
сразу приобретает у него субъективное содержание. Качество для Беркли - "идея",
элемент чувственности, а не свойство вещи. Назвав качество "идеей", он сразу
становится на идеа- листическую почву. "Идея" первична. "Вещь" не что иное, как
сочетание, комплекс "идей". "Вещь", таким образом, вторична. Не качест- ва
предполагают обладающую ими вещь, а, наоборот, "вещь" не более как совокупность
качеств, "идей". Беркли аннулирует нераздельное двуединство качеств и вещи.
Атака на материю. Идеалистически переработав номинализм и сенсуализм, Беркли
пришел к выводу о несуществовании материи. Для него нет более отвлеченного,
более абстрактного (а потому менее оправданного) понятия, чем бытие как таковое,
чем понятие носителя качеств как чего-то отличного от самих качеств как
субстанции. "Общая идея сущего представляется мне наиболее отвлеченною и
непонятною из всех идей", - заявляет Беркли . К этому Беркли присоединяет еще и
сенсуалистические ар- гументы. Если вещь не более чем коллекция "идей", она не
предполагает ничего сверх чувственных качеств, никакого осо- бого их обладателя,
субстрата. А раз ни одно из наших чувств не знакомит нас с нею, нам ничего о ней
неизвестно и не мо- жет быть известно. - 8 - Основой берклианского отрицания
материи служит его номиналистически-сенсуалистическая концепция познаваемости:
наше познание не дает никаких оснований для признания существования материи,
поскольку материя как субстанция не есть "идея", не есть то, благодаря чему мы
только и можем утверждать о существовании чего-либо. Если же материя не может
быть воспринята, если она есть нечто незримое, неосязаемое и т.д., то на каком
основании мы можем утверждать, что она существует? Беркли не проводит отрицания
субстанции вообще, а огра- ничивается отрицанием материальной субстанции. Он
заявля- ет:"я не устраняю субстанции. Меня не следует обвинять в изъятии
субстанции из постигаемого разумом мира. Я отбрасы- ваю только философский смысл
(который на самом деле является бессмыслицей) слова "субстанция" как
материального носителя качественного многообразия, как основы единства мира.
Придав при помощи термина "идея" субъективный смысл по- нятию "качеств", Беркли
заверяет, что "не может быть никако- го субстрата этих качеств, кроме духа... Я
отрицаю поэтому, что существует какой-либо немыслящий субстрат чувственных
объектов, и отрицаю в этом смысле существование какой-либо материальной
субстанции" . "...Доказано,что не существует телесной, или материальной,
субстанции, остается, стало быть, признать, что причина идей есть бестелесная
деятельная субстанция, или дух" . "Из сказанного очевидно, что нет иной
субстанции, кроме духа..." . В этом узловом пункте происходит трансформация
субъек- тивного идеализма в идеализм объективный путем отхода от но-
миналистических и сенсуалистических посылок, отслуживших свою службу в критике
материализма. Реабилитация духовной субстанции отстраняет не только
феноменализм, но и сенсуа- лизм. С самого начала философия Беркли была задумана
как расчистка субъективно-идеалистическими средствами пути к объективному
идеализму, как феноменалистическое опровержение материализма, обусловливающее
возможность построения объек- тивноидеалистической системы. Неравноправие обеих
субстанций оправдывается у Беркли учением о причинности, которое послужит мостом
от феномена- лизма к спиритуализму. - 9 - Материальная субстанция, уверяет
Беркли, не только не- познаваема, но и нереальна. Сведя качества к ощущениям, он
тем самым подходит к выводу, что причиной идей не может быть материя: "Но каким
образом материя может действовать на дух или вызвать в нем какую-либо идею,
этого никакой философ не возьмется объяснить". Причиной идей может быть только
одно- родное идеям духовное начало. Стало быть, материя неприемле- ма не только
как основание бытия вещей, но и как основание возникновения и изменения этих
пучков чувственных качеств. Но материя не может быть не только причиной идей,
она вообще не может быть причиной чего бы то ни было. Ибо при- чинность
предполагает активность, действенность. Материя же по самому существу своему
мыслится как пассивное, инертное начало. Беркли противопоставляет материю духу
как пассивное начало активному . "...Материя... пассивна и косна и потому не
может быть деятелем или действующею причиною" . "И даже если бы ее су-
ществование было признано, как может то, что недеятельно, быть причиною?.." .
Сказанное относится также ко всем атри- бутам, приписываемым материи: "Вполне
убедительно доказано, что вещественность, величина, фигура, движение и т.п. не
заключают в себе активности или действующей силы, при помо- щи которой они были
бы в состоянии произвести какое-нибудь действие в природе". Единственный образец
активности, признаваемый Беркли, это волевая активность. "Раз есть действие, то
должен быть и акт воли"."Нет понятия действия, отдельного от акта во- ли". И эту
активность Беркли приписывает исключительно ду- ху. "Акт воли я не могу себе
представить коренящимся где-либо в ином месте, кроме духа". О бытии. Как же
решает Беркли вопрос "что такое бытие?". Перво- начальное, предварительное его
решение феноменалистично, оно гласит: "esse est percipi" ("быть - это быть
восприни- маемым"). Тем самым исчезает различение содержания восприя- тия и
объекта восприятия: это одно и то же. Но еsse est percipi чревато солипсизмом,
неумолимо - 10 - влечет к нему,а последовательный солипсизм вместе с матери- ей
ликвидирует и бога. Беркли это не устраивает. Беркли от- клоняет поэтому
логические выводы феноменализма, но не от- вергает вместе с тем его посылки, а
только ограничивает их, дополняя свою первоначальную формулу бытия. Вопреки
формуле для Беркли esse и percipi, быть и быть воспринимаемым, не тождественные
понятия. Быть - это не только быть воспринимаемым, но и нечто иное. Идеи,
оказыва- ется, не единственная форма познания и не единственный пер- воэлемент
бытия. Помимо идей, чувственных восприятий мы познаем также "понятия" (notions).
Под этим термином у Беркли фигурирует постижение духом своей собственной дея-
тельности. Душа наша, согласно Беркли, познает себя самое не посредством "идей".
То, что мы знаем о духе, не есть идеи. "Духи" совершенно отличны от "идей",
между ними нет ничего сходного или общего . Идея совершенно пассивна, недеятель-
на, и ее существование состоит в том, что она воспринима- ется. Понятие же -
форма познания активного существа, су- ществование которого состоит не в том,
что оно воспринима- ется, а в том, что оно воспринимает идеи. Значит, бытие
духов не бытие идей, оно не заключается в их воспринимаемости, из esse не есть
их percipi. Данная ранее формула бытия расширяется: "Existence is percipi or
percipere", существовать - это восприниматься или восприни- мать, быть - значит
быть воспринятым или воспринимающим. Солипсизма же, полагает Беркли, можно
избежать, не вы- ходя за рамки идеализма. Путь к этому - через введение других
Я. "Когда я отрицал существование чувственных вещей вне ума,я имел в виду не
свой ум в частности, а все умы". Таким образом, Беркли расширяет свое понятие
бытия за пре- делы воспринимаемого,и практически переходит к обьективному
идеализму. Однако следует заметить, что если бытие Я Беркли основывается на
непосредственном постижении в "понятии",то бытие других Я не более как допущение
по аналогии. Возникает вопрос: а существуют ли вещи, если они не воспринимаются
не только мной, но и другими людьми, если они не являются идеями ни для меня, ни
для нас? Переходят ли они в небытие? Нет, отвечает Беркли. Даже если бы "идея"
выпала - 11 - из "поля зрения" всех субьектов, то она продолжала бы су-
ществовать в уме бога - субьекта, который вечно существует и "вкладывает" в
сознание отдельных субьектов содержание их ощущений. Значит, к бытию как percipi
и как percipere добав- ляется третье определение: posse percipi - возможность
восп- риятия. Так ответив на поставленный вопрос, Беркли практи- чески
становится на позиции обьективного идеализма. Суммируя вышесказанное, можно
сказать, что учение Берк- ли о бытии есть идеалистический монизм, полагающий
единство мира в его духовности. . - 12 - БИОГРАФИЯ ДАВИДА ЮМА. Давид Юм родился
в 1711 г. в столице Шотландии Эдинбур- ге,в семье небогатого дворянина,
занимавшегося юридической практикой. Некоторое время Юм посещал Эдинбургский
универси- тет, но из-за материальных затруднений вынужден был оставить учебу.
Позже, в 1734 году, он совершил образовательную поез- дку во Францию на три
года, большую часть из которых провел в Ля-Флеш. Во время пребывания во Франции
Юм написал "Трактат о человеческой природе" в составе трех книг, который был
опуб- ликован в Лондоне в 1737-1740 г.г. В произведении рассматри- вались
вопросы теории познания, психологии и морали. В 1741-1742 годах Юм опубликовал
книгу под названием "Моральные и политические очерки (эссе)".Эта книга принесла
ему значительную популярность на родине. В середине 40-х годов Юм в качестве
секретаря генерала Сен-Клера отправился в военную экспедицию против французской
Канады, а затем, в составе военных миссий, посетил Вену и Турин. В Италии он
переделал первую книгу "Трактата" в "Исследование о человеческом познании". В
1752 году Общество юристов избрало Юма своим библио- текарем, и он взялся за
создание шеститомной "Истории Анг- лии"-книги, вызвавшей неоднозначное к себе
отношение. В 1763-1766 годах Юм находился на дипломатической служ- бе во
французской столице. После возвращения он два года за- нимал пост помощника
государственного секретаря.В 1769 году он вышел в отставку и возвратился в
Эдинбург, где стал сек- ретарем Философского общества и занимался
просветительской деятельностью. В начале 70-х годов Юм не раз возвращался к
работе над своим последним крупным произведением "Диалоги о естествен- ной
религии", но так и не закончил его. Юм скончался в августе 1776 года. . - 13 -
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДАВИДА ЮМА. Основные положения. Юм переделал учения Беркли и
Локка на агноситческий ма- нер, сглаживая острые углы и устраняя крайние
положения. Юм стремился создать философию "здравого смысла", философию
осторожную, "сдержанную", чуждую как материализму, так и на- ивному
спиритуализму. Исходный пункт рассуждений Юма заключается в убеждении, что
имеется факт непосредственной данности нам ощущения, а отсюда и наших
эмоциональных переживаний. Юм сделал вывод, будто мы в принципе не знаем и не
можем знать, существует или же не существует материальный мир как внешний
источник ощущений. "... Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих
тайн и предоставляет нам лишь знание немногих по- верхностных качеств" (1, т. 2,
стр. 35). Почти вся последующая философия Юма строится им как те- ория познания,
описывающая факты сознания. Превращая ощуще- ния в абсолютное "начало" познания,
он рассматривает струк- туру субъекта в изоляции ее от его
предметно-практической деятельности. Эта структура, по его мнению, состоит из
ато- марных впечатлений (impressons) и из тех психических продук- тов, которые
от этих впечатлений производны. Более всего из числа этих производных видов
психической деятельности Юма интересуют "идеи (ideas)", под которыми он имеет в
виду не ощущения, как это было у Беркли, а нечто иное. "Впечатления" и "идеи" в
совокупности Юм называет "восприятиями (perceptions)". "Впечатления" - это те
ощущения, которые получает тот или иной субъект от событий и процессов,
разыгрывающихся в поле действия его органов чувств. Итак, "впечатления" суть
ощущения субъекта. Но не только. Нередко под "впечатлениями" Юм понимал и
восприятия в смысле, отличающем их от ощущений (ощущаются отдельные свойства
вещей, а воспринимаются вещи в их интегральном виде). Таким образом, Юмовы
"впечатления" - это не только простые чувственные переживания, но и сложные
чувственные образования. В состав впечатлений он включает кроме ощущения эмоции,
в том числе и бурные (страсти) и - 14 - "спокойные (calm)" переживания
морального и эстетического характера. Что же понимал Юм под "идеями"? "Идеи" в
его теории познания - это образные представления и чувственные образы памяти, а
кроме того, продукты воображения, в том числе про- дукты искаженные,
фантастические. К числу "идей" Юм относил также и понятия, так как он был
склонен растворять теорети- ческое (абстрактное) мышление в переживаниях
эмпирическх (конкретно-чувственных) образов, подобно тому как это делал и
Беркли. Итак, "идеи" в системе терминологии Юма представляют собой
приблизительное, более слабое или менее яркое (не столь "живое") воспроизведение
"впечатлений", то есть их от- ражение внутри сферы сознания. "... Все идеи
скопированы с впечатлений" (1, т. 1, стр. 271). В зависимости от того, простыми
или сложными оказываются впечатления, идеи также бывают соответственно простыми
или сложными. "Восприятия" включают в себя "впечатления" и "идеи". Они для Юма
суть познавательные обьекты, предстоящие созна- нию. Ассоциации и абстракции.
Человек не может ограничиваться только простыми впечат- лениями. Для успеха
своей ориентировки в среде он должен воспринимать сложные, составные
впечатления, структура и группировка которых зависят от структуры самого
внешнего опыта. Но кроме впечатлений есть еще идеи. Они также бывают сложными.
Как же образуются последние? На этот вопрос Юм да- ет свой ответ: они образуются
посредством ассоциирования простых впечатлений и идей. В ассоциациях Юм видит
главный, если не единственный способ мышления посредством чувственных образов, а
таковым для него является не только художественное, но и всякое мыш- ление
вообще. Ассоциации прихотливы и направляются случайны- ми комбинациями элементов
опыта, а потому сами они по содер- жанию случайны, хотя по форме и согласуются с
некоторыми постоянными (и в этом смысле необходимыми) схемами. Юм выделял и
различал следующие три главные вида ассо- - 15 - циативных связей: во-первых, по
сходству, во-вторых, по смежности в пространстве и времени, в-третьих, по
причин- носледственной зависимости. В рамках этих трех видов могут
ассоциироваться впечатления, впечатления и идеи, идеи друг с другом и с
состояниями предрасположенности (установками) к продолжению ранее возникших
переживаний. "... Когда любое впечатление воспринимается нами, то оно не только
переносит ум к связанным с этим впечатлением идеям, но и сообщает им часть своей
силы и живости... после того как ум уже возбуж- ден наличным впечатлением, он
образует более живую идею свя- занных с ним объектов благодаря естественному
переключению установки (disposition) с первого на второе" (1, т. 1, стр. 198).
Во-первых, ассоциации происходят по сходству, которое бывает не только
положительным но и отрицательным по своему характеру. Последнее означает, что
вместо сходства налицо контраст: так, при переживаниях эмоций нередко появляется
состояние аффекта, противоположное прежнему состоянию. "... Второстепенный
импульс (movement), - пишет Юм в эссе "О тра- гедии", - преобразуется в
доминирующий и дает ему силу, хотя иного, а иногда и противоположного
характера... Однако большинство ассоциаций по сходству положитель- ное. Юм
считает, что ассоциации по сходству играют наиболь- шую роль в математических
размышлениях. Во-вторых, ассоциирование происходит по смежности в пространстве и
по непосредственной последовательности во времени, то есть также по смежности.
Это более всего случа- ется с идеями внешних впечатлений, то есть с
воспоминаниями о прежних ощущениях, упорядоченных пространственно-временным
образом сами по себе идеи, а тем более эмоции "прост- ранственно смежными" в
буквальном смысле, находясь в психике человека, не бывают, хотя они, конечно,
локализованы в моз- гу. Больше всего полезных случаев ассоциирования по смеж-
ности, полагает Юм, может быть указано из области эмпири- ческого
естествознания. Так "мысль о какомнибудь объекте легко переносит нас к тому, что
с ним смежно, но лишь не- посредственное присутствие объекта делает это с
наивысшей живостью" (1, т. 2, стр. 55). В-третьих,возникают ассоциации по
причинно-следственной - 16 - зависимости, которые наиболее важны при
рассуждениях, касаю- щихся теоретического естествознания. Если мы считаем, что А
есть причина, а В - следствие, то в дальнейшем, когда мы по- лучаем впечатление
от В, у нас в сознании всплывает идея об А, причем может быть и так, что эта
ассоциация развивается в обратном направлении: при переживании впечатления или
идеи А у нас появляется идея В. Следует иметь в виду, что, описывая ассоциации
по при- чинно-следственной зависимости, Юм исходит из того, что схе- ма "А есть
причина, а В - ее следствие" уже возникла как во- обще, так и применительно к
любому из будущих конкретных случаев и действует в качестве "готового звена"
механизма этой ассоциации. Учение об ассоциациях разрушало логическую трактовку
мыслительных процессов, изымало из мышления его логическую основу. Такую же роль
в теории познания Юма исполняет так называемая репрезентативная концепция
абстрагирования и обобщения. Юм заимствовал ее у Беркли и включил в свою ассо-
циативную схему. Но это включение было связано с внесением в данную концепцию
нескольких изменений. Само по себе репрезентативное понимание абстрагирования
заключалось в следующем. Существование общих понятий отрица- ется, и их функцию
исполняет чувственный образ - представле- ние одного из единичных предметов.
Вслед за Беркли Юм часто пренебрегает отличием понятий от представлений
(images), а общего - от единичного. Какие же изменения внес Юм в эту теорию
согласно кото- рой "некоторые идеи являются особенными по своей природе, но,
представительствуя, они общи" (1, т.1, стр. 112)? Во-первых, исходный класс
похожих друг на друга вещей, из которого затем извлекается репрезентант,
образуется, сог- ласно Юму, стихийно, под влиянием ассоциаций по сходству.
Во-вторых, в отличие от Беркли Юм считает, что чувственный образ берет на себя
роль репрезентанта (представителя всех членов данного класса вещей) временно, а
затем передает ее слову, которым этот образ обозначается. Ассоциативный способ
образования чувственных репрезен- тантов смягчает сугубо индивидуальный их
характер, которым они отличались у Беркли. При образовании репрезентанта через -
17 - ассоциации неповторимые признаки единичного чувственного об- раза как бы
стираются и отвлекаемая идея освобождается от особенностей отдельных
впечатлений. Общее начинает прогляды- вать сквозь единичного репрезентанта как
"сторона" всех об- разов, ассоциируемых по принципу их приблизительного сходства
друг с другом. Если у Беркли абстрактная идея есть реальный индивидуальный
"предмет" ( комплекс ощущений), то у Юма она отвлекается от индивидуальности в
той же мере, в ка- кой ассоциации опираются не на тождество, но именно на от-
носительность этого тождества, то есть на различия между ассоциируемыми идеями:
ведь ассоциирование абсолютно тож- дественных идей не дает ничего, кроме никому
не нужных тав- тологий. При этой поправке репрезентативная концепция
абстрагирования приходит в соответствие с фактами художест- венного мышления, в
котором образный пример, если он удачно подобран, заменяет массу общих описаний
и даже более эффек- тивен. Те идеи, которым Юм придает статус общих, оказываются
как бы усеченными частными идеями, сохраняющими в числе сво- их признаков только
те, что имеются и у иных частных идей данного класса. Такие усеченные частные
идеи представляют собой полуобобщенный, смутный образ-понятие, ясность которо-
му придает соединяемое с ним, опять-таки по ассоциации, сло- во. О существовании
субстанции. Решая общую проблему субстанции, Юм занял такую пози- цию:
"невозможно доказать ни существование, ни несуществова- ние материи", то есть
занял агностические позиции. Такова же его формула и в отношении
субстанционального "высшего духа", то есть бога, хотя в практической жизни Юм
был атеистом. По- добной агностической позиции следовало ожидать от него и в
отношении существования человеческих душ, но в этом вопросе Юм более категоричен
и совершенно отвергает воззрение Берк- ли. Он убежден, что никаких душ -
субстанций нет. Юм отрицает существование "Я" как субстракта актов восприятия и
утверждает, что то, что называют индивидуальной душой - субстанцией, есть
"связка или пучок (budle or collection) различных восприятий, следующих друг за
другом с - 18 - непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении" (1,
т. 1, стр. 367). Юм более широко, чем Беркли, рассматривает вопрос су-
ществования субстанции. По-иному, чем его предшественник, он понимает и источник
возникновения убежденности людей в су- ществование материальной
субстанции.Беркли видел причину по- явления у людей иллюзорной, по его мнению,
веры в то, что материальная субстанция существует, в фактах взаимосвязан- ности
и яркости определенного рода ощущений. Их взаимосвя- занность предполагалась при
этом непрерывной во времени, поскольку наличие разрывов в последовательности
ощущений данную иллюзию ослабляет. Иначе смотрит на этот вопрос Юм: перерывы в
восприятиях, наоборот, оказываются, по его мне- нию, источником веры в бытие
субстанциальной их основы, если после перерывов те же самые восприятия
появляются вновь и вновь. Для Беркли проблема субстанции сводилась к тому, что-
бы как-то истолковать устойчивое сосуществование явлений, а для Юма это прежде
всего проблема истолкования связи явлений друг с другом во временной их
последовательности. Поэтому, по Беркли, убеждению в существовании материальной
субстанции мешает наличие самих временных перерывов в ощущениях, а по Юму,
помехой этому убеждению оказываются изменения в харак- тере взаимосвязанных друг
с другом восприятий, то есть пере- мены в "наборе" их сочетаний. Это значит, что
Юм в данной проблеме переносит центр тяжести на вопрос о причинении наших
впечатлений. Так, нап- ример, рассуждает он, получая впечатления лампы, стоящей
на столе и время от времени мной зажигаемой, я полагаю на осно- вании этого, что
существует данный материальный объект под названием "лампа". Итак, разрешение
проблемы субстанции за- висит, с точки зрения Юма, от более общей проблемы
причин- ности. Придя к мысли о зависимости проблемы субстанции от проблемы
причинности, Юм определил субстанцию как предпола- гаемый центр ассоциативного
суммирования перцепций во време- ни (а также друг с другом) в относительно
устойчивую целост- ность. Ассоциации обеспечивают соединение отличающихся друг
от друга комбинаций впечатлений (например, вид некоторого предмета сейчас и его
изменившийся вид спустя несколько лет) - 19 - в представлении об объектах вне
человеческого сознания. Эти последние объекты мыслятся как причина комбинаций
впечатле- ний в сознании людей. Весь этот механизм можно суммировать следующим
образом: сначала воображение объединяет похожие друг на друга перцепции в общую
для них серию. Затем люди приписывают перцепциям данной серии непрерывное
существование и в те интервалы времени, когда их никто не воспринимает.
Возникает "фикция непрерывного существования", передаваемого нашими чувствами
гипотетическим вещам вне сознания, после чего складывается устойчивое
представление о том, что перцепции суть следствия внешних вещей, причинно
обусловлены ими. Перцепции прерывисты и изменчивы, зато вызывающие их внешние
объекты относительно постоянны и устойчивы. Так возникает будто бы раскол
действительности на два различных мира: предположительный мир субстанциональных
ве- щей и чувственный мир восприятий. Встает вопрос, имеются ли "мостики"
причинения, снова соединяющие эти миры друг с дру- гом? Проблема причинности. В
философии Юма структура причинно-следственного отно- шения может быть сведена к
схеме "событие -- событие", где стрелка означает связь причинения. Но "событие"
Юм понимает не в смысле объективно-материального процесса, а в смысле некоторой
совокупности чувственных переживаний в сознании субъекта. Таким образом,
указанная схема приобретает вид "перцепция -- перцепция". Вся совокупность
различных каузальных связей, которые, согласно Юму, подлежат философскому
исследованию, может быть наглядно изображена с помощью следующего чертежа. . -
20 - Область психики человека. __________________________________ (5)
<-----------------------> (6) ^ ^ (3) - - - - - - - - - - - - - (4)
_____________________________________________ ? ? (1)------------------------->
(2) ? __________________________________ Обьективный мир. 1,2 - обьекты,
которые, может быть существуют вне нас; 3,4 - впечатления,которые, может быть,
этими обьектами вызваны; 5,6 - идеи, вызванные впечатлениями 3 и 4. Схема
причинности у Юма. Относительно каузальных связей 1-2, 1-3 и 2-4 Юм высказывает
мнение, что мы не можем твердо и теоретически корректно доказать ни их наличие,
ни их отсутствие. Одно впечатление не может быть причиной другого, что твердо
знал и Беркли, а потому каузальной связи 3-4 быть не может, хотя и может быть
ложное ее ожидание по ассоциации. Каузальный характер связей 3-5 и 4-6 не
вызывает у Юма ни малейшего - 21 - сомнения: впечатления суть причины, а идеи -
их следствия. Столь же убежден был он и в существовании казуальных связей 3-6,
4-5, 5-6, И 6-5. Здесь имеется в виду, что установившаяся после нескольких
повторений последовательности событий 3-4 ассоциация, например 3 с 6, играет
роль причины появления идеи 6, едва только заново появляется впечатление 3.
Бывает, что люди истолковывают установившуюся в их сознании 3-6 как
доказательство наличия каузальной связи 3-4, но это уже ошибка. Ассоциативные
связи 5-6 и 6-5 появляются позднее, чем 3-6 и 4-6. Юм, естественно, отрицает
возможность каузальной связи 5-4, потому что никакая идея не может стать
причиной впечатления. Как мы видим агностицизм Юма при исследовании проблемы
при- чинности проявился в полной мере. Такова схема видов причинной связи по
Юму. На этом мож- но и закончить обзор философской концепции британского
мыслителя. Стоит только добавить,что эта концепция стала своего рода
классической для неопозитивистов, а самого Дави- да Юма считают прародителем
этого философского течения. . - 22 - ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итоги, хочется сказать
следующее. Ко- нечно в философии Джорджа Беркли и Давида Юма много уязвимых
мест, со многим можно несогла- шаться, спорить.Но, как известно, в споре рожда-
ется истина. А так как данная работа не преследо- вала цели защитить взгляды
философов, то пре- доставим им отстаивать свои мировоззрения при по- мощи
собственнных аргументов, в красоте и нетри- виальности которых мы уже могли
убедиться. Кроме того, отрицать огромное значение этих британских мыслителей для
всей мировой философии наверняка невозможно. Ими оставлено большое твор- ческое
наследие, которое используют даже совре- менные философские школы. И оставить
без внимания философские концепции Джорджа Беркли и Давида Юма было бы большой
ошибкой для человека, всерьез ин- тересующегося философией. . - 23 - ЛИТЕРАТУРА.
1) Юм Д. Сочинения в двух томах. М., 1965. 2) "Американские просветители"
Изб.произвед. в двух томах. М.,1968. 3) Б.Э. Быховский "Джордж Беркли". М.,1970.
4) И.С. Нарский "Давид Юм". М., 1973. 5) Беркли Дж. "Три разговора между Гиласом
и Филонусом". М., 1937.
|