КОНТРОЛЬНЫЕ, КУРСОВЫЕ, РЕФЕРАТЫ. ГОТОВЫЕ И ПОД ЗАКАЗ. |
|
..
1. Введение
1.1. Сущность информационно-политических технологий Понятие «информационно-политические технологии» не пришло к нам из древности, хотя их использование можно проследить ещё в истории государств, существовавших сотни тысяч лет назад. Под информационно-политическими технологиями мы будем понимать весь комплекс действий, направленных на достижение определённых целей в политике, или других сферах жизни при использовании политики. Таким образом, в понятие включаются самые разнообразные методы ведения информационно-политической деятельности, начиная с обычных слухов и заканчивая воздействием на индивида психотропных веществ и сверхнового оружия, разработанного для управления человеком. Такие понятия как «пропаганда» и «агитация» также входят в систему информационно-политических технологий, часто эти понятия смешивают, однако полнее более широко. Естественно, что в некоторых случаях эти понятия совпадают, так как именно пропаганда и агитация представляют весь арсенал средств информационно-политических технологий. Но в настоящее время обычно технологии выходят за рамки только агитации или пропаганды. Возникает вопрос, чем отличаются пропаганда и агитация? Эти понятия достаточно близки по смыслу, и некоторые люди их считают синонимами. Такой подход не лишён оснований, однако мы будем разделять эти понятия. В этом случае пропаганда – это использование в обработке населения различных приёмов, направленных на достижение широких целей с далеко идущими последствиями. Пропаганда рассчитывает на достижение стратегического, не единичного успеха. Агитация – явление более узкое, это работа с населением для достижения локальных, узких, тактических, единичных целей. Агитация может является составной частью пропаганды, поскольку в пропаганде используется и обработка населения по конкретным вопросам, которые составляют основные моменты пропагандируемой идеи. Например, можно сказать «пропаганда демократии». Это словосочетание воспринимается как работа в разных направлениях по созданию позитивного образа явления, в нашем случае, демократии. Но словосочетание «агитация за демократию» воспринимается как какое-то единовременное действие, финитивное и не подверженное широкому распространению. Русские революционеры, помимо пропагандистов и агитаторов имели в своих рядах ещё и пропагаторов. Это слово произошло от слияния слов «пропагандист и агитатор. Пропагаторы занимались тем же, чем и пропагандисты и агитаторы, но, судя по всему, они не разделяли агитацию и пропаганду, а использовали то либо другое в каждом конкретном случае. В целом сущность информационно-политических технологий заключается в создании наиболее эффективного способа информационного воздействия на населения для достижения собственных политических целей. 1.2. Философские, социально-экономические и психологические основания информационно-политических технологий Использование информационно-политических технологий в отношении как конкретного человека, так и населения целых стран могут рассматриваться с различных позиций. Прежде всего, выступает этическая сторона явления: можно ли подвергать личность воздействию иного мнения. Философские основания информационного воздействия связано со становлением утверждения, что человек является свободной личностью. Несмотря на кажущееся противоречие этих утверждений, то есть как можно совместить личную свободу человека и воздействие на него чужих идей, для современных политтехнологов это не представляет проблемы. В этом отношении политтехнологи берут на себя функцию Богу, который учит людей правильной жизни. Для кого-то такая философия является глубоко ущербной, для кого-то вполне нормальной. В истории не раз появлялись примеры того, как небольшая группа людей хотела добиться путём насилия создания идеального человека. Чаще всего инициаторы этого создания сами находились под воздействием чуждых их менталитету идей, но транслировали их на всех окружающих, считая идеи абсолютно подходящие под любые условия и любые культуры. Так случилось, например, с марксистскими идеями в России. Русские марксисты сумели добиться захвата власти и распространения новой идеологии не только в России, но и за её пределами. Однако марксизм грешил выпадами против русских и вообще славян, и даже выступал за уничтожение славян, то есть применение его на славянской территории должно было привести к печальным последствиям, но русские марксисты, к счастью не перенесли в Россию марксистскую идею целиком. Социально-экономические основания воздействия на население достаточно чётко очерчены. Например, элита, пришедшая к власти, за время управления, пользуясь должностным положением, приобрела в свою собственность некоторые материальные ценности, которые должны были оставаться в собственности государства. Естественно, представители данной элиты будут вести информационное воздействие на население с целью склонить его к повторному избранию этой элиты во властные структуры или, в крайнем случае, заставить население признать накопленные богатства собственностью элиты. Тем более, что у обладателей больших финансовых возможностей, естественно существуют большие возможности по проведению всевозможных информационных операций. Психологические основания информационно-политических технологий находятся во внесоциальной области. Любой человек на архетипическом уровне является существом коллективным, которому присуще некоторые подсознательные фобии, с помощью которых можно получить доступ к управлению человеческим поведением. Политтехнологи достаточно хорошо знают психологию человека, образы и фразы, на которые основная часть населения реагирует позитивно и негативно, людские предпочтения и т.д. Оправдание психологического воздействия происходит по принципу: человек не ощущает воздействия и считает, что это его мысли и решения, поэтому он не имеет комплекса неполноценности, а живёт как свободная личность. Естественно, такое положение будет длиться до того времени, пока какое-нибудь альтернативное движение не раскроет глаза на контроль сознания, но совершив эту акцию альтернативные деятели, скорее всего, возьмутся за тот же контроль сознания, который не будет восприниматься таковым до следующего кризиса. 1.3. Использование информационных технологий в политике. Использование информационно-политических технологий началось в глубокой древности с появлением первых государственных образований. Воздействие на соплеменников для получения нужного первобытному «политику» результата изначально было основано на древних верованиях и представляло собой апеллирование к высшим силам, что сакрализировало образ вождя. Подобные установки оказались достаточно живучи. Например, вплоть до отречения последнего российского императора от престола в 1917 г., глава Российской Империи считался «помазанником Божьим», т.е. лидером, который взошёл на престол не только по праву рождения, но и по своеобразному божественному закону. Оправдание властных полномочий, разнообразных политических приоритетов, поворотов в политике становилось всё более серьёзной проблемой для носителей власти. Демократизация общества сделала невозможным оправдывать своё стремление к власти божественным предназначением и поставила перед политиками проблему поиска новых путей воздействия на сознание населения. Причём, эти пути должны были быть достаточно гибкими, так как существующие демократические институты формально являлись иллюстрацией человеческой свободы выбора и отсутствия воздействий. Обработка избирателей постепенно приобретала всё более и более изощрённые формы, для того, чтобы скрыть механизм манипулирования общественным сознанием накануне и в период выборов. Оправдание той или иной политики становилось более сложным, так как для населения дали формальный доступ к воздействию на управление, которые на самом деле ограничивается всевозможными выборами, отсекающими от реального участие в делах власти большинство граждан. Проблема информационной обработки при становлении демократии заключается в постоянном убеждении граждан в том, что именно они – народ – управляют государством и одновременном лишении граждан этого права, поскольку при иных условиях государство задохнётся от носителей власти, которыми является каждый гражданин. Необходимость отдать часть власти (а на самом деле иногда и всю власть) должны понимать сами граждане, на это было брошено достаточно много усилий. В настоящее время, когда демократии на Западе уже устоялись, подобное положение вещей считается традицией ине вызывает негативного ощущения у большинства западного населения, эпоха революций с её лозунгами, насилием и другими средствами воздействия на народ, прошла. 2. История развития информационно-политических технологий 2.1. Использование информации в Древнем мире. 2.2. Информация в Средневековье. 2.3. Информация в Новое время. 2.4. Информационная борьба в России. 2.1. Использование информации в Древнем мире Общество Древнего мира являлось насквозь мифологизированным и традиционным. Комплексы милов, распространённые в ойкумене того времени были достаточно похожи друг на друга и выполняли примерно одни и те же функции. Мифологическое сознание древнего человека всё воспринимало как волю богов, таким образом, любое действие на Земле не происходило без вмешательства трансцендентных сил. Волей белов легко можно было оправдывать любые действия государства или действия, направленные против государства. Однако, несмотря на пронизанность мифологией всей жизни древнего населения, политики и военачальники того периода использовали вполне рациональные действия для достижения своих целей. Например, при столкновениях месопотамцев с египтянами. первые в одной из битв вместо щитов взяли на руки кошек, являющихся священными животными в Египте. Египетские войска не смогли использовать оружие, так как в бою могли пострадать кошки, и отступили. Древние греки умело использовали в пропагандистских целях почти поголовную грамотность населения. Во время греко-персидских войн часть греческих городов была захвачена персами, которые заставляли захваченных выступить против остального греческого мира. Ещё свободные греческие государства стали направлять на захваченную территорию лазутчиков, которые в местах большого скопления народа оставляли надписи, призывающие своих собратьев не сражаться, а если сражаться, то неохотно, при возможности переходить на сторону греков. Эффект оказался двойным, во-первых, греки, находящиеся в персидской армии и неохотно воевавшие против своих, получили уверенность, что их не считают врагами остальные греки, то есть они понимают безвыходность положения и просят не совершать действий по сопротивлению греческой армии. Персы же, читая эти надписи, стали подозревать греков в нелояльности, даже если те и были полностью на стороне персов. Персидские военачальники не рисковали пускать греческие отряды в бой с греками, поскольку опасались предательства. Таким образом, часть сил, на которые рассчитывали персы оказалась невостребованной. Однако самый большой вклад в информационную войну того времени внесли древние китайцы. Их полководцы умело использовали любые средства, чтобы подломить моральных дух противника. Опытным путём эти средства проверялись обычно на своих соотечественниках во время гражданских войн. Так, один из китайских военачальников ночью несколько раз приказывал своим музыкантам бить в барабаны сигнал к бою. Войска противника сразу же начинали готовиться к отражению атаки, но её не было так как кроме барабанщиков всё войско отдыхало. К утру, когда войско противника, проведя всю ночь без сна, было измучено постоянной угрозой нападения, началась битва. Естественно недосыпание и страх ночного нападения сказались на боеспособности. Ещё один пример китайской военной хитрости – выманивание врага из укрытия. Во время очередной войны между двумя китайскими государствами армия одного из них укрылась в хорошо защищённой местности. Военачальники противника, не желая нести огромные потери во время штурма, решили выманить противника из укрытия. Осаждённому полководцу было послано женское платье с набором косметики, что должно было показать женскую трусость нежелающих сражаться осаждённых, но осаждённые на поддались на эту провокацию и осаждавшие были вынуждены отступить. Вообще китайцы очень часто использовали приёмы при которых при собственной слабости распускали слухи об агрессивных намерениях, тогда все соседи начинали готовиться к обороне и тем самым снималась опасность нападения на слабую страну, а если страна желала воевать, она могла спровоцировать нападение распускание слухов о своей слабости, конфликте власти и военачальников, мятежах в армии и т.д. Достижения древних китайцев в области информационного противодействия отражены в некоторых полководческих трактатах. Основная масса подобных действий была направлена на решение сиюминутных проблем и разрабатывалась конкретно к определённой ситуации. 2.2. Информация в Средневековье. В Средние века поменялась культурно-ментальная парадигма населения Европы, а затем и Азии. На смену мифологии и многочисленным языческим культам пришли монотеистические религии. Вся жизнь средневекового человека оказалась пронизанной религиозными моментами. С помощью религии оправдывались очень многие действия властей, что было делать достаточно легко, так как население не обладало в полной мере теологическими знаниями, а воспринимала христианство на уровне народных представлений, которые были очень упрощены и порой расходились с религиозными догмами. Церковь в Средневековье главенствовала над всем, и на неё ориентировались как на эталон. Самым ярким явлением средневековой информационной работы была Византийская Империя. В Византии в раннем Средневековье сосредоточилось культурное наследие Римской Империи, там находилась резиденция Константинопольского патриарха, который занимал одно из главных мест в христианской иерархии. Византия часто страдала от варварских набегов, поэтому выработала против них не только военные, но и информационные меры. Византийские власти порой покупали варварских вождей, чем экономили свои средства, так как в случае невозможности защититься от набега приходилось откупаться от всего племени, а при личной договорённости с вождём, выкуп шёл только ему. Кроме того, византийцы часто поставляли варварским племенам информацию о желании их соседей напасть на них. Племя совершало, как оно считало, упреждающий удар по соседям, которые этого не ожидали и на границе Византии завязывалась война, которая уничтожала или ослабляло потенциальных захватчиков. С помощью инженерных достижений византийцы проводили психологическую обработку послов иностранных государств. На приём к императору они входили в огромный зал и видели самодержца, сидящего на троне ниже уровня пола. Пока послы шли к трону, скрытый механизм постепенно поднимал трон, и вскоре оказывалось, что послы вынуждены смотреть вверх, чтобы увидеть императора. Этим византийцы хотели дать понять скрытую мощь своей страны. Используя информационную работу в среде своих врагов, византийцы смогли вернуть большую часть территории Римской Империи, но для возрождения былого могущество у них не хватило сил. Ещё одним институтом Средневековья, удачно применявшим практику информационного воздействия, был Орден Иезуитов. Члены ордена были фанатичными католиками и не стеснились в средствах, проповедуя свои позиции. Именно иезуиты поставили на поток борьбу с еретиками с помощью аутодафе. Непримиримое отношение иезуитов к своим противником способствовало постепенному накоплению ненависти к ним, что в результате вылилось в их официальное запрещение Ватиканом, после чего иезуиты продолжали свою деятельность тайно, но большую часть своей пропаганды они сейчас направляли на критику действий римского папы. 2.3. Информация в Новое время. Новое время практически полностью сменило парадигму европейского развития. В это время зародилось и позже устоялось новое отношение к человеку как к венцу природы. Человек уже не являлся вершиной в цепочке творений Бога, а стал брать на себя некоторые божественные функции. Информационная обработка населения Европы в Новое время приобрела другие черты. Человека стали рассматривать как единицу, которая отвечает за свои действия и находится на гораздо более высоком уровне по сравнению с человеком Средневековья. Однако доминанта религиозной морали в Новое время оставалась вне критики. Эта ситуация повлекла за собой зарождение двойной морали. Вернее двойная мораль присутствовала и раньше, но в это время её оправдали необходимостью развития человека. Например, первые деятели эпохи Возрождения, создавая картины по библейским сюжетам, нарушали библейские заповеди, раскапывая свежие могилы для изучения человеческого тела. Осознание человека как некоего существа, которое может совершать антизаконные поступки, если этим поступкам есть рациональное оправдание, постепенно приводило человечество в состояние ухода от духовности в область рационального. Появление печатных станков повлекло за собой активное развитие книгопечатания. Этим воспользовались самые разные группировки для декларации своих целей. Так, в период реформации печатную продукцию в пропагандистских целях широко использовали как католически, так и протестантские лидеры, ссылаясь на одни и те же тексты, они по-разному интерпретировали их содержание. Интерпретации сталкивались с традиционным взглядом на жизнь и представлениями населения, на которое была рассчитана пропаганда. В результате Европа пережила серию религиозных войн. Широко начали распространяться пропагандистские рисунки. Средства изобразительной пропаганды были широко распространены, так как они являлись доступными для передачи информации неграмотным людям. Через рисунок можно было передать отношение к тому или иному событию и ли личности, посодействовать становлению общественного мнения. Очень активно использовалась пропаганда в период Великой Французской революции. Причём, французы из-за эйфории полной свободы и безнаказанности, воспринимали любую революционную пропаганду как истину в последней инстанции. Революционеры оправдывали и чрезмерный террор, и захват соседних территорий, и грабежи «освобождённого» ими населения. В XIX в. широкое распространение получила политическая карикатура и плакат. В это время появились устойчивые образы различных стран, которые кочевали из листовки в листовку. Например, Россия почти всегда изображалась в виде медведя, Британия – в виде льва. Причём эти образы были как положительные, так и отрицательные, в зависимости от внешнеполитической ситуации. В это время началась постепенная работа над систематизацией знаний о контроле над человеком. Самым раним из таких исследователей был Маккиавели, попытавшийся привести к шаблонному образцу поведение действующих в его время лидеров. В конце XIX в. появились первые работы, посвящённые рассмотрению человека как психологической личности, на основании этих работ начались первые попытки привести в систему знания о воздействии на человека. 2.4. Информационная борьба в России. Российское общество во все времена было традиционным и патриархальным. Его не затрагивали перемены, которыми жил Запад. Освященная веками система управления выступала как единственно возможный вариант существования государства. Не случайно все русские самозванцы для того, чтобы привлечь в свои ряды рядовых представителей народа, объявляли себя именно царями. Никто из них не призывал менять систему власти, государственное устройство, они хотели заменить «плохого» царя на «хорошего». Если бы кто-то из самозванцев предложил крестьянам установить республики, его попросту бы не поняли, так как крестьяне не подозревали о существовании других форм устройства государства. Идеи смены не только правителя, но и строя стали проникать в российское общество лишь в XIX в. Однако пропаганда среди крестьян подобных идеи имела негативные последствия для самих пропагандистов. Крестьяне воспринимали образ царя как абсолют и все попытки бросить на него тень пресекали сразу же. Активным информационным противостоянием отмечено в России появление революционеров. Нахватавшаяся западных теорий студенческая молодёжь без критики попыталась перенести их на русскою почву. Естественно, власть увидела в этом нарушение своих традиционных прав и начала борьбу. Причём революционная пропаганда была более изощрённа, ей занимались преданные своему делу люди, среди которых было не мало фанатиков. Они превращали идею революции в абсолют и готовы были пойти на всё ради её достижения. Правительственные чиновники не могли эффективно противостоять революционной пропаганде, поскольку они пользовались старыми методами влияния и не обращали внимания на изменяющуюся ситуацию. Революционеры были представителями новой генерации, которая не ставила ни во что традиционные ценности, и спокойно нарушала установленные веками традиции. К началу ХХ в. критиковать власть стало модно, а любые попытки её защитить воспринимались в обществе как реакционное поведение. В феврале 1917 г. революционная, в первую очередь большевистская пропаганда финансировалась из-за границы немецкой контрразведкой. Сведения об этом проникали в российскую печать, однако большевики достаточно успешно отрицали свои связи с противником. Антигосударственные настроения проникли даже в среду русского генералитета, что сделало возможным падение самодержавного режима. После Февральской революции Временное правительство не вело никакой пропаганды. Лозунговость всех заявлений воспринималась населением как должное. Единственной силой, которая стремилась к захвату власти и имела хорошо слаженный и профессионально действующий пропагандистский аппарат, оказались большевики. Они в октябре 1917 г. взяли власть, что вызвало Гражданскую войну. В период Гражданской войны обе стороны активно использовали различные средства пропаганды. Причём, зачастую эти средства копировались друг и друга. Так, некоторые советские плакаты повторяли белогвардейские. Они различались только надписями, цветовой гаммой и деталями передачи образа. На одни и те же мелодии были написаны стихи, ставшие популярными песнями. Например, известная советская песня конца Гражданской войны «По долинам и по взгорьям» исполнялась на мотив белогвардейского «Марша дроздовцев». Некоторые произведения и та и другая сторона использовали как свои, подчёркивая преемственность и правоту своей борьбы. К этим произведениям можно отнести марш «Прощание славянки» или известную песню «Варяг». Тем не менее, пропаганда советской власти оказалась более успешна. Она представляла собой более качественные образцы с точки зрения пропаганды. Большевики не стеснялись использовать популистские лозунги, когда белогвардейцы обещали решение всех проблем не сразу, а только после победы в Гражданской войне. В итоге большевитская пропаганда помогла в како-то мере одержать победу и создать первое в мире советское государство. 3. Информационно-политические технологии в период Второй мировой войны. 3.1. Пропаганда в Третьем рейхе. 3.2. Идеологическая работа в СССР. 3.1. Пропаганда в Третьем рейхе. В 1933 г. к власти в Германии пришёл А. Гитлер. Он выступал под лозунгами возрождения Германии и возвращения ей статуса великой державы. Попытки демократических преобразований, начавшихся в Германии после поражения в Первой мировой войне, привели страну к серьёзному кризису. Немцы ждали лидера, который сможет наладить их жизнь. Придя к власти, Гитлер сразу же стал сворачивать не оправдавшие себя в глазах немцев политические институты. Первыми под удар попали средства массовой информации, через которые шла вся пропаганда. Новая власть начала чистки в рядах журналистов, постепенный переход прессы под партийный контроль, дозирование информации. Государство давало дотации на лояльные газеты и преследовало оппозиционные. В такую же ситуацию попало и радиовещание. В прессе и на радио началось постепенное убеждение немцев, что в бедах Германии виноваты западные страны, а одним из главных врагов является Советский Союз, обладающий огромными территориями, на которые вправе претендовать немцы как более цивилизованная нация. Немцы достаточно быстро восприняли предложенных врагов, так как именно от них, по мнению официальной пропаганды, происходили все немецкие проблемы. Кроме того, Гитлер воспользовался для информационного давления таким новшеством как телевидение. В Германии начали организовываться телесалоны, где жители могли просматривать передачи. Поскольку телевизоры стоили очень дорого, они были модны и недоступны. Таким образом, немецкие власти удачно использовали новинку для трансляции пропаганды. В период войны немецкое руководство разработало ряд пропагандистских операций против своих противников. Оно создавало якобы оппозиционные правительству радиостанции, которые, передавая «антиправительственную» информацию, одновременно подсознательно намекали на бесполезность сопротивления. Для оккупированных территорий немцы выпускали газеты, листовки, устанавливали радиостанции, показывали пропагандистские ролики. В некоторых из них содержалась прямая ложь, которая должна была показать огромные успехи немецкой армии, но эта пропаганда не действовала эффективно, так как на население велась ещё и контрпропаганда сопротивляющихся немецкой оккупации. На оккупированных территориях Советского Союза немецкое командование вело пропаганду на разных языках. Русский язык был распространён везде, часть агитации велась на местных языках, а также на немецком. Это делалось ради того, чтобы постепенно готовить население к прибытию немецких колонистов, которых оставшиеся по плану Геббельса местные жители, должны были обслуживать. Также германское руководство вело пропаганду и на своих граждан. Снимались патриотические фильмы, показывалась специально подобранная военная хроника, постоянно повторялись довоенные картины патриотического содержания. Одним из популярных немецких режиссёров была Л. Рифеншталь. Её фильмы до войны получали награды на международных конкурсах, что способствовало улучшению качества пропаганды. По радио передавали репортажи с фронта, корреспонденты рассказывали о подвигах солдат под рёв моторов или разрывы снарядов. Мало кто знал, что эти фонограммы делались в студии и не имели отношения к реальным фронтовым событиям. Однако вплоть до 1944 г. немецкое население верило продукции хорошо налаженной пропагандистской машины. 3.2. Идеологическая работа в СССР. Накануне войны в СССР велась серьёзная патриотическая работа, направленная на идеологическое обеспечение поддержки действий советского правительства. Порой идеологические вопросы выступали на первый план настолько серьёзно, что мешали профессиональной подготовке. Так, в воинских частях, вместо боевой учёбы предпочитали проводить политинформации, что не повышало боевые качества войск. С началом Великой Отечественной войны идеологическая работа усилилась. Население получало информацию через прессу и радио. Патриотический подъём поддерживался государством. Вновь получил популярность военный плакат, который способствовал идеологической работе периода Гражданской войны. Новые плакаты появились буквально с первых дней войны и сопровождали любое значимое событие. Кроме того, практически сразу же стали появляться патриотические песни, которые способствовали сплочению населения, так как их исполнение приводило людей на один психический уровень, то есть заставляло ощущать общность, монолит, а своими текстами песни призывали к борьбе. Поскольку кроме официальных средств массовой информации у жителей СССР не существовало альтернативных источников, государство очень удачно пользовалось сложившимся положением вещей. Оно умело пропагандировало идеи братства между народами для борьбы с общим врагом, использовало патриотический подъём населения для решения злободневных задач. Для населения оккупированных территорий была разработана своя программа пропаганды. На оккупированные части Советского Союза поставлялись специально подготовленные листовки и газеты, велась радиопропаганда. Эти средства освещали стойкость советских людей, оказавшихся на оккупированной территории, призывали оказывать сопротивление немецким властям, обёщали скорое освобождение. Кроме того, в тыл немецкой армии поставлялись и обычные газеты. Это показывало, что страна продолжает жить, что со всего государства идёт помощь армии. Определённая пропаганда велась и по отношению к войскам противника. Уже в первые дни войны советским военным руководством было разработано несколько листовок, призывающих немецких солдат сдаваться в плен и отказываться воевать с русскими. Тексты этих листовок писали немецкие антифашисты, которые будучи задействованными в нападении на СССР, покинули свои части и сдались в плен. Советское партийное руководство само разработало несколько листовок, но они оказались неэффективными, так как были направлены против Гитлера, который в начальный период войны имел непререкаемый авторитет среди солдат, и призывали не воевать с первым государством рабочих, но пролетарские лозунги не были понятны немецким солдатам. Поняв неэффективность такой пропаганды, советское руководство достаточно быстро перестроилось и начало освещать злободневные проблемы немецкой армии, подчёркивать огромные ресурсы России, которые не оставят противнику шансов на победу, подобная пропаганда была более эффективна. В огромных количествах выпускались листовки-пропуски в плен. В них обещалось отношение к немецким пленным в рамках международных соглашений, примечательно, что немцы также выпускали пропуски в плен для бойцов Красной Армии. Очень удачно использовалась работа немецких антифашистских комитетов, составленных из военнопленных, в их работе принимал участие даже пленённый фельдмаршал Паулюс. Некоторые листовки показывали бесполезность войны на фактическом материале, например, пленённые чины немецких похоронных команд сообщали о количестве убитых, которое они успели похоронить за небольшие промежутки времени, это очень сильно подрывало боеспособность немецкой армии, особенно на последнем этапе войны. В целом советская пропаганда 40-х гг. ХХ в. была достаточно успешной. Она велась профессиональными пропагандистами, создавалась на высоком уровне и точно рассчитывала настроения адресатов. . .
следующая страница |
|