КОНТРОЛЬНЫЕ, КУРСОВЫЕ, РЕФЕРАТЫ. ГОТОВЫЕ И ПОД ЗАКАЗ. |
Особенности бухгалтерского учета и контроля в бюджетных организациях. Содержание
Введение 3 Экономические преобразования в России явились предпосылкой реформирования бухгалтерского учета. За последние годы в стране разработана Концепция бухгалтерского учета, создана нормативная база его регулирования, принят новый Бюджетный кодекс и План счетов, инструктивные материалы и т. д., обусловившие повышение информативности учета и прозрачность финансовой отчетности. Вместе с тем бухгалтерский бюджетный учет и отчетность содержат далеко не полную информацию, необходимую пользователям для разработки управленческих решений. Поэтому бухгалтерский учет и отчетность в бюджетных учреждениях нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Расходы по содержанию государственных учреждений здравоохранения по праву считаются одной из важнейших учетных категорий. Именно этот показатель финансовой отчетности дает представление о масштабах затрат на оказание медицинской помощи населению, об уровне выполнения территориальных программ государственных гарантий охраны здоровья граждан. Неоднозначны подходы к учету и контролю формирования и использования доходов, полученных от оказания платных медицинских услуг, расчету их себестоимости, анализу экономичности расходов. Отсюда следует, что понимание сущности этих категорий, методика их учета и отражение информации в финансовой отчетности находятся на стадии становления. Недостаточная разработанность теоретических и практических аспектов бухгалтерского учета и контроля в бюджетных учреждениях в изменившихся условиях, низкая действенность контроля целевого характера использования бюджетных средств, дискуссионность отдельных положений определяют актуальность исследования. Теоретические и практические аспекты бухгалтерского учета и контроля нашли отражение в работах отечественных и зарубежных ученых: Акопяна А. С., Вахрушиной М., Гарнова И. Ю., Жигулиной Т. М., Матарова В. М., Путина М. Е., Синевой Е. Н., Соколова В. Я. и др. Переход здравоохранения на страховую медицину и развитие предпринимательской деятельности потребовали разработки новых приемов ведения бухгалтерского учета и осуществления контроля расходов бюджетных средств в лечебно-профилактических учреждениях. Вместе с тем, до настоящего времени не разработаны единые методические подходы к: - оценке стоимости платных медицинских услуг; - расчету сумм средств к возмещению в бюджет при оказании медицинских услуг в рамках основного рабочего времени персонала; - формированию учетной политики для целей ведения бухгалтерского учета и налогообложения, организации контроля целевого использования бюджетных средств и др. Это оказывает влияние на формирование учетных данных и отчетности по расходам на содержание государственных учреждений здравоохранения, необходимых для повышения качества разрабатываемых управленческих решений. Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, ведущих специалистов в области бюджетного бухгалтерского учета и контроля, экономики здравоохранения, а также материалы периодической печати, законодательные и нормативные акты, статистические материалы, связанные с исследуемой в работе проблемой. Предметом дипломного исследования является бухгалтерский учет и контроль в бюджетных организациях. Объектом исследования является Учреждение Здравоохранения - ГУЗ «Поликлиника №2». Цель настоящего дипломного исследования – рассмотреть особенности организации бухгалтерского учета и контроля в бюджетных учреждениях. Для достижения поставленной цели дипломной работы потребовалось решение следующих задач: - Изучить теоретические аспекты бухгалтерского учета и контроля в бюджетных организациях - Рассмотреть особенности бухгалтерского учета и контроля в ГУЗ «Поликлиника №2»
Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета и контроля в бюджетных организациях
1.1. Основы организации и особенности бухгалтерского учёта в бюджетных организациях
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации одним из главных принципов, на которых основана Бюджетная система Российской Федерации, является единство бюджетной системы Российской Федерации[1]. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. [2] Приказом Минфина России от 26 августа 2004 года №70н утверждена Инструкция по бюджетному учету. Приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н внесены изменения в инструкцию по бюджетному учету (утв. приказом Минфина России от 26.08.2004 № 70н) Таким образом, Бюджетный кодекс РФ предписывает установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений. Это положение отражено в тексте Инструкции по бюджетному учету - в абзаце втором пункта 1 внесено уточнение в понятие "Бюджетный учет"[3]. Вместе с тем, Инструкция по бюджетному учету предусматривает, что формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, а также правила их ведения, утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. В соответствии с положениями статьи 161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации: «Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов».[4] Бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 26 августа 2004 года №70н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» (далее Инструкция №70н). Согласно указанной Инструкции №70н: Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений (далее в целях настоящей Инструкции - учреждения) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.[5] Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Инструкцией №70н». Существенное влияние на правоспособность некоторых видов бюджетных учреждений оказывает практика централизации бухгалтерского учета. В случаях отсутствия в некоторых учреждениях самостоятельного структурного подразделения бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов ведется в зависимости от объема учетной работы централизованной бухгалтерией или бухгалтером при вышестоящей организации. При централизации бухгалтерского учета сметное планирование и расходование денежных средств подчиняются специальным правилам. Вместе с тем все бухгалтерские документы, связанные с исполнением смет доходов и расходов по бюджетным средствам подписываются руководителем и главным бухгалтером учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия, а руководителям обслуживаемых учреждений централизованная бухгалтерия представляет только сведения об исполнении смет доходов и расходов. Таким образом, правоспособность бюджетных учреждений, входящих в систему централизованного бухгалтерского учета, еще более ограничена по сравнению с объемом, предусмотренным не только Гражданским, но и Бюджетным кодексами: они фактически лишены возможности распоряжаться денежными средствами, полученными по смете. В связи с этим следует отметить, что важным направлением в части финансирования бюджетных учреждений является проблема рационального использования бюджетных средств. Проблему целевого использования бюджетных средств поможет решить правильно организованная система бухгалтерского учета в бюджетном учреждении. Отчасти эту проблему решает казначейское исполнение бюджета, однако, что касается рациональности планирования сметы расходов и затем ее исполнения, то приоритет остается за бухгалтерской службой учреждения, что прямо вытекает основных задач бухгалтерского учета: - формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам, и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; - обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; - предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости., учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; Бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести: - организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации; - контроль исполнения сметы расходов; - переход на казначейскую систему исполнения бюджетов; - выделение в учете кассовых и фактических расходов; - отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки и др.). Специфические особенности учета в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов. Таким образом, вооруженная методами экономического анализа, организованная в соответствии с действующим законодательством, бухгалтерская служба бюджетного учреждения должна стать дополнительным источником экономии бюджетных средств. Введение нового Плана счетов связано с необходимостью отслеживать правильность расходования бюджетных средств, а также результативность использования этих средств. Новый план счетов поможет бухгалтерам бюджетных учреждений вести бухгалтерский учет в соответствии с действующим законодательством.[6] Номер счета нового Плана счетов состоит из 26 разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура: 1 - 17 разряд - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов; 18 разряд - код вида деятельности: при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности - 0; бюджетная деятельность - 1, предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход, - 2, деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений - 3; 19 - 21 разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета; 22 - 23 разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета; 24 - 26 разряд - код Классификации операций сектора государственного управления. Разряды 18 - 23 образуют Код счета бюджетного учета. Структура номера счета приведена в таблице 1.[7] Таблица 1 Структура номера счета плана счетов бюджетного учета
Органам государственной власти, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям. Также в Инструкции №70н содержится информация о новых формах учетных документов (актов, ведомостей и так далее), приведена корреспонденция счетов. В части третьей Инструкции №70н изложен порядок применения плана счетов бюджетного учета. В новом плане счетов всего 5 разделов: 1. Нефинансовые активы. 2. Финансовые активы. 3. Обязательства. 4. Финансовый результат. 5. Санкционирование расходов бюджета. И забалансовые счета. Помимо того, что изменилось содержание счетов, мы видим, что появились совсем новые для бюджетного учета счета, такие как, «Непроизведенные активы», «Нематериальные активы», «Амортизация», «Нефинансовые активы в пути». Таким образом, бюджетные учреждения обязаны организовать бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией №70н. В том случае, если ими в установленном порядке оказываются платные медицинские услуги, учет по таким операциям ведется раздельно с предоставлением всей установленной отчетности. При принятии решения об оказании платных услуг государственные и муниципальные учреждения обязаны в установленном порядке оформить смету доходов и расходов по специальным средствам. Порядок формирования сметы следующий. Исходя из планируемых объемов оказания услуг и расценок на них, определяются поступления средств по их источникам - так получается доходная часть сметы. Впоследствии, исходя из принятого порядка распределения средств за платные услуги, определяются направления их расходования (на оплату труда, начисления на оплату труда, приобретение хозяйственного инвентаря, медицинского оборудования, восстановление сметы доходов и расходов по бюджету, перечисление средств по подчиненности, формирование фондов развития и тому подобное).[8] Оказание платных услуг государственными и муниципальными учреждениями производится, как правило, в специально организованных структурных подразделениях (отделениях, кабинетах) медицинского учреждения. Оказание услуг работниками лечебного учреждения осуществляется в свободное от основной работы время, с обязательным составлением графиков работы по основной работе и работе по оказанию платных медицинских услуг. Выполнение платных услуг в основное рабочее время персонала допускается только с последующим внесением данных в табели учета рабочего времени. В ряде случаев раздельный учет платных медицинских услуг организуется и по источникам поступления финансовых средств (наличные от физических лиц (граждан), оплата по договорам добровольного медицинского страхования и тому подобное). Формирование и бухгалтерский учет затрат на оказание платных услуг бюджетными учреждениями, Инструкцией №70н не предусмотрены. Инструкция №70н разрабатывалась с учетом всех новых требований в отношении бухгалтерского и налогового учета, а также с учетом международных стандартов в области учета и отчетности. Остановимся на самых значительных изменениях в бюджетном учете, обусловленных введением Инструкции №70н. 1. Отказ от применения мемориально-ордерной формы ведения бухгалтерского учета и переход на более прогрессивную журнальную форму. Отказ от ведения бухгалтерского учета «вручную» и обязательный переход к использованию автоматизированного учета с применением наиболее прогрессивных бухгалтерских программ. Для этой цели в новой Инструкции №70н приводятся, обязательные к применению, новые формы первичных документов, учетных регистров, учитывающих специфику современного бюджетного учета. Автоматизация бюджетного учета основывается на едином, взаимосвязанном технологическом процессе обработки первичных учетных данных и отражения операций по соответствующим разделам Плана счетов бюджетного учета. 2. Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, установленным Инструкцией №70н. Введение нового плана счетов бюджетного учета призвано разрешить ряд проблем. Как уже отмечалось, бухгалтерский учет по всем источникам финансирования велся на едином балансе. Это правило нарушалось теми учреждениями, которые финансировались из нескольких источников. Для эффективного контроля за расходованием средств бюджетным учреждением, вся бухгалтерская отчетность, включая баланс (форма 1) и отчет об исполнении сметы расходов (форма 2-мфб), на практике составлялась раздельно по каждому источнику финансирования.[9] Кроме этого, в учете не было предусмотрено разделения на активы, приобретенные за счет бюджетных средств. Это также усложняло ведение учета. Применение нового плана счетов разрешило эти проблемы. 3. Инструкция №70н привела нормы бюджетного учета, применяемые бюджетными организациями, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации. В частности это: - в отношении учета основных средств, к которым относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд учреждения, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости. Новая Инструкция №70н изменила порядок определения первоначальной стоимости основных средств. Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств. Вложениями на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются: - суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), в том числе налог на добавленную стоимость (кроме их приобретения за счет средств от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход); - суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам; - суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств; - регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств; - таможенные пошлины; - вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств; - затраты по доставке объектов основных средств до места их использования, включая расходы по страхованию доставки; - иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств. Вложения на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в валюте Российской Федерации, в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Первоначальной стоимостью основных средств, полученных учреждением по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования. В новом плане счетов отсутствует счет «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» и введены новые счета, такие как: «Непроизведенные активы», «Нематериальные активы».[10] 4. Инструкцией №70н введен счет «Амортизация». Этот счет предназначен для отражения данных, характеризующих степень изношенности основных средств и нематериальных активов учреждения. Расчет годовой суммы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов производится линейным способом исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств и нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. В течение отчетного года амортизация на основные средства и нематериальные активы начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы. В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизации не приостанавливается, кроме случаев перевода его на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев. Срок полезного использования объектов основных средств определяется при принятии объектов к бухгалтерскому учету в соответствии с классификацией объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, установленной Правительством Российской Федерации. Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается учреждением в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей. Срок полезного использования объектов нематериальных активов определяется учреждением исходя из срока действия лицензии, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов медицинской собственности согласно законодательству Российской Федерации, ожидаемого срока использования этого объекта. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации устанавливаются в расчете на двадцать лет (но не более срока деятельности учреждения). Начисление амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета или его выбытия в связи с уступкой (утратой) учреждением исключительных прав на результаты медицинской деятельности (для объектов нематериальных активов). Начисление амортизации не может производиться свыше 100% стоимости объектов основных средств и нематериальных активов. Начисление амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета. Начисленная амортизация в размере 100% стоимости на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для списания их по причине полной амортизации.[11] Таким образом, применение Инструкции №70н приводит к разрешению наиболее важных проблем бухгалтерского учета.
1.2. Формирование отчетности бюджетного учреждения
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности бюджетной организации за отчетный период и состоит из таблиц, которые составляются на основе данных бухгалтерского учета. Единый порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в бюджетных учреждениях и иных организациях определен Приказом Минфина Российской Федерации от 21 января 2005 года №5н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности». Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций подразделяется на годовую, квартальную и месячную. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и созданные ими бюджетные учреждения (далее главные распорядители, распорядители, получатели средств бюджетов; органы, организующие исполнение бюджетов, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов) составляют годовую, квартальную и месячную бюджетную отчетность (далее - бюджетная отчетность) по формам документов согласно приложению №1 Инструкции №70н. Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджетов; органами, организующими исполнение бюджетов, органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, на следующие даты: - месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным: - квартальная - на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года; - годовая - на 1 января года, следующего за отчетным. Бюджетная отчетность составляется в сброшюрованном виде с нумерацией страниц, оглавлением и сопроводительным письмом на бумажных и электронных носителях информации. Главные распорядители средств бюджета, органы, организующие исполнение бюджета, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета, имеют право вводить дополнительные специализированные формы бюджетной отчетности, представляемые в составе форм годовой, квартальной, месячной отчетности, которые отражают специфику деятельности распорядителей, получателей средств бюджетов; органов, организующих исполнение бюджетов, органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов.[12] Бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов. При ведении бюджетного учета на договорных началах централизованной бухгалтерией, либо специализированной организацией, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и руководителем централизованной бухгалтерии, либо специализированной организации. Бюджетная отчетность составляется на основе данных Главной книги. Показатели годовой бюджетной отчетности должны быть подтверждены данными инвентаризации, проведенной в общеустановленном порядке. Бюджетная отчетность должна составляться нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой. Согласно пункту 8 Инструкции №70н: «Получатели средств бюджета составляют бюджетную отчетность и представляют ее своему вышестоящему распорядителю бюджетных средств в установленные сроки. Главные распорядители (распорядители) средств бюджета на основании представленной бюджетной отчетности составляют сводную бюджетную отчетность для представления ее органу, организующему исполнение соответствующего бюджета (главному распорядителю), в установленные им сроки. Орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, составляет и представляет отчет о кассовых поступлениях и выбытиях органу, организующему исполнение соответствующего бюджета. Орган, организующий исполнение бюджета, на основании представленной сводной бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета и отчета о кассовых поступлениях и выбытиях соответствующего бюджета составляет консолидированную отчетность об исполнении соответствующего бюджета. Орган, организующий исполнение местного бюджета, представляет консолидированную отчетность в органы, организующие исполнение бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Органы, организующие исполнение бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, представляют консолидированную отчетность органу, уполномоченному на формирование консолидированной отчетности об исполнении бюджета по Российской Федерации. Отчетность представляется в тысячах рублей без копеек». В состав бюджетной отчетности включаются следующие формы документов (пункт 9 Инструкции №70н): - Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503130); - Баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета (форма 0503140); - Баланс по операциям кассового обслуживания бюджета (форма 0503150); - Баланс исполнения бюджета (форма 0503120); - Пояснительная записка (форма 0503160); - Отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503121); - Отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (форма 0503123); - Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503127); - Отчет об исполнении бюджета (форма 0503122); - Месячный отчет об исполнении бюджета (форма 0503128); - Справка по некассовым операциям по исполнению бюджета (форма 0503129); - Справка по внутренним расчетам (форма 0503125); - Справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (форма 0503126). Формы бюджетной отчетности составляются на отчетную дату и представляются соответствующему главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета, органу, организующему исполнение бюджета.[13]
1.3. Контроль в бюджетных организациях
Правильность учета доходов и расходов бюджетных учреждений обеспечивается применением бюджетной классификации с интегрированным единым Планом счетов бюджетного бухгалтерского учета. Однако они по-прежнему ориентированы на разграничение источников финансирования и не могут являться основой ведения управленческого учета. В системе управления бухгалтерский учет выполняет ряд функций, основными из которых являются: контрольная, обеспечение сохранности собственности, информационная, обратной связи, аналитическая. Контроль – это процесс, позволяющий определить достижение организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Различают три вида контроля: предварительный, текущий и последующий (заключительный). По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и туже цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем проведения. Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственной операции. Текущий – во время осуществления операции, последующий (заключительный) – после ее совершения.[14] Качественная учетная информация позволяет осуществлять контроль на разных стадиях производства, контролировать в случае необходимости во всех деталях деятельность предприятия и его подразделений, анализировать ее и на базе этой информации подготавливать, обосновывать и принимать соответствующие управленческие решения на различных уровнях управления. Таким образом, в процессе контроля систематически проверяется и наблюдается деятельность всех объектов управления, всех участков, производств, выявляются причины отклонений, отступлений от целей, поставленных перед конкретным объектом, и в оперативном порядке принимаются меры по их устранению. Обеспечение сохранности собственности - эта функция тесно связана с совершенствованием системы бухгалтерского учета и усилением его контрольной функции. Следует особо заметить, что для реализации этой функции – необходимы соответствующие предпосылки: наличие оборудованных складских помещений, контрольных и измерительных приборов, мерной тары, расходомеров и др. Научно организованная система учета позволяет не только вскрывать растраты и хищения, выявлять деятельность различных коррумпированных группировок и т.п., но и предупреждать их. Используя обратную связь с помощью бухгалтерской информации, отражающей фактические значения показателей, осуществляют контроль за выполнением плановых показателей, стандартов, норм и нормативов, смет, соблюдение экономического использования всех видов ресурсов, устанавливают различные недостатки, выявляют резервы производства и степень их мобилизации и использования. В экономически развитых странах государственный контроль целевого использования бюджетных средств уже давно дополняется аудитом эффективности расходования средств, учитывающим социальную значимость отрасли. Недостатком существующей системы контроля расходов по содержанию учреждений здравоохранения, следует признать дублирование функций у отдельных контролирующих органов и недостаточность методологической и нормативной базы. В связи с участием России в международных финансовых организациях вызывает дискуссию необходимость ведения учета и представления отчетности по международным стандартам (МСФО), дающим возможность получать на качественно новой основе всеобъемлющую информацию о секторе государственного управления. В бюджетных учреждениях отдельные принципы МСФО по учету доходов и расходов (отражение доходов, принцип соответствия, консерватизм, понятность и др.) могут применяться только в части предпринимательской деятельности.[15]
Глава 2. Бухгалтерский учет и контроль в ГУЗ «Поликлиника №2»
2.1. Учетная политика организации и общие вопросы организации бухгалтерского учета
Для реализации целей ГУЗ «Поликлиника №2» собственник финансирует его деятельность из бюджета соответствующего уровня. Ежегодно законом о федеральном бюджете в составе расходов главных распорядителей бюджетных средств предусматривается финансирование создаваемых ими подведомственных бюджетных учреждений. Основной документ, который определяет общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, отпускаемых из бюджета на содержание учреждений, является смета доходов и расходов. Все затраты бюджетных учреждений сгруппированы по статьям бюджетной классификации, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете. В соответствии со ст. 70 БК РФ ГУЗ «Поликлиника №2» расходует бюджетные средства исключительно на: - оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; - перечисление страховых взносов; - трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления; - командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации; - оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам; - оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. Учетная политика ГУЗ «Поликлиника №2» разработана во исполнение требований Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ, Налогового кодекса РФ, Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденного приказом МФ РФ от 09.12.1998 № 60н и приказа МФ РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ», в целях соблюдения организацией единой политики (методики) отражения в бухгалтерском учете и отчетности отдельных хозяйственных операций и оценки имущества. Учетная политика вводится в действие с 1 января 2005 года и применяется последовательно с целью обеспечения непрерывности учета, достоверности и сопоставимости бухгалтерской отчетности. Основные положения Учетной политики подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности предприятия. Бухгалтерский учет ведется на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению. Бухгалтерский учет ведется компьютерным способом с применением программы «1С: Бухгалтерия» (версии 7.7.) Организация ежемесячно (ежеквартально) формирует и оформляет в печатном виде регистры бухгалтерского учета по форме, утвержденной приказом директора (для иных форм, при наличии утвержденной приказом внутренней инструкции по применению формы учета). Ведение бухгалтерского учета и подготовка бухгалтерской отчетности осуществляются исходя из: -принципа допущения имущественной обособленности: активы и обязательства предприятия учитываются отдельно от активов и обязательств собственников предприятия, а также активов и обязательств других предприятий; -принципа допущения непрерывности деятельности; -принципа допущения временной определенности факторов хозяйственной деятельности: факты хозяйственной деятельности предприятия отражаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактического поступления или выплаты денег. При оформлении хозяйственных операций применяются унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденные соответствующими постановлениями Госкомстата. При подготовке приказа по учетной политике в соответствии с требованиями Закона «О бухгалтерском учете» и Приказа МФ РФ № 34: если по предусмотренным законом причинам планируется использовать не типовые первичные учетные документы, то они должны содержать следующие обязательные реквизиты: -наименование документа (формы), код формы; -дату составления; -наименование организации, от имени которой составлен документ; -содержание хозяйственной операции; -измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); -наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники). При оформлении хозяйственных операций по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также при подготовке внутренней бухгалтерской отчетности применяются формы первичных документов и формы внутренней отчетности,. Порядок движения и обработки первичных документов регулируется графиком документооборота, утвержденным директором. График документооборота составляется в соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете. График представляет собой схему или перечень работ с указанием всех исполнителей и сроков выполнения этих работ. Организация ведет бухгалтерский учет в тысячах рублей. При приеме денежных средств за товары, работы и услуги от населения и предпринимателей без образования юридического лица организация применяет бланки строгой отчетности. Организация осуществляет в пределах утвержденной сметы на отчетный год расходы на представительские цели, на рекламу, на подготовку кадров. Контроль за хозяйственными операциями и их отражением в бухгалтерском учете осуществляется в порядке, утвержденном директором.
2.2.1. Учет основных средств и доходных вложений
К объектам основных средств в ГУЗ «Поликлиника №2» относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев. К основным средствам, в частности, относятся жилые и нежилые помещения, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, драгоценности и ювелирные изделия, прочие основные средства. Основные средства учитываются на счете 0.101.00.000 "Основные средства". Для учета основных средств и их амортизации предназначены счета: - 101.01.000 "Жилые помещения"; - 101.02.000 "Нежилые помещения"; - 101.03.000 "Сооружения"; - 101.04.000 "Машины и оборудование"; - 101.05.000 "Транспортные средства"; - 101.06.000 "Производственный и хозяйственный инвентарь"; - 101.07.000 "Библиотечный фонд"; - 101.08.000 "Мягкий инвентарь"; - 101.09.000 "Драгоценности и ювелирные изделия"; - 101.10.000 "Прочие основные средства"; - 104.01.000 "Амортизация жилых помещений"; - 104.02.000 "Амортизация нежилых помещений"; - 104.03.000 "Амортизация сооружений"; - 104.04.000 "Амортизация машин и оборудования"; - 104.05.000 "Амортизация транспортных средств"; - 104.06.000 "Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря". Задачами учета основных средств в ГУЗ «Поликлиника №2» являются: - контроль за их наличием и сохранностью с момента приобретения до момента выбытия в местах их эксплуатации и по материально ответственным лицам; - правильное и своевременное начисление амортизации основных средств; - получение сведений для правильного расчета налоговых платежей; - контроль за правильным и эффективным использованием средств на реконструкцию, модернизацию и ремонт основных средств, контроль за эффективным использованием основных средств по времени, мощности, выявление излишних и неиспользуемых объектов; - получение данных для составления статистической и бухгалтерской отчетности о наличии и движении основных средств. Учет основных средств (приобретение, передача, выбытие) ведется в ГУЗ «Поликлиника №2» по унифицированным формам первичных учетных документов и регистрах бюджетного учета приведенных в таблице 2. Таблица 2 Унифицированные формы первичных учетных документов и регистров бюджетного учета.
Согласно пункту 12 Инструкции по бюджетному учету основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений учреждений в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств. Вложениями на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются: - суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), в том числе налог на добавленную стоимость (кроме их приобретения за счет средств от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход); - суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам; - суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств; - регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств; - таможенные пошлины; - вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств; - затраты по доставке объектов основных средств до места их использования, включая расходы по страхованию доставки; - иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств. Фактические вложения, связанные с приобретением, безвозмездным поступлением, сооружением, изготовлением хозяйственным способом, модернизацией основных средств, собираются на счете 106.01 "Капитальные вложения в основные средства". Согласно пункту 72 Инструкции по бюджетному учету операции по вложениям в объекты основных средств, нематериальных и непроизведенных активов при их приобретении, безвозмездном получении отражаются по дебету счетов 010601310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства", 010602320 "Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы", 010603330 "Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы" в корреспонденции с кредитом счетов, перечисленных в таблице 3 (Приложение 1). В графе 3 таблицы приведены коды и наименования счетов бюджетного учета (которые указываются в кредите в корреспонденции с дебетом счета 106), в графе 2 - документ (операция), с помощью которого можно оформить соответствующую бухгалтерскую запись. Рассмотрим более подробно структуру формирования счета бюджетного учета на примере раздела 1 "Нефинансовые активы". Счет "Нефинансовые активы" имеет код синтетического счета 100. Кодов аналитического счета и классификации операций сектора государственного управления нет, поэтому в разрядах 22-26 указывается пять нулей. Счет "Основные средства" имеет код синтетического счета 101. Кодов аналитического счета и классификации операций сектора государственного управления нет, поэтому в разрядах 22-26 указывается пять нулей. Счет "Основные средства" подразделяется на аналитические счета. "Жилые помещения" - код синтетического счета 101, код аналитического счета 01, кода классификации операций сектора государственного управления нет, поэтому в разрядах 24-26 указывается три нуля. Кроме того, аналитический счет (например, 101.01 "Жилые помещения") подразделяется на коды классификации операций сектора государственного управления: - по счету 101.01.310 учитывается увеличение стоимости жилых помещений; - по счету 101.01.410 учитывается уменьшение стоимости жилых помещений. Аналогично приведенному примеру формируются счета в разделе 1 "Нефинансовые активы". В коде синтетического счета (19-21 разряд) первая цифра 1 говорит о том, что этот счет относится к первому разделу бюджетного плана счетов "Нефинансовые активы". Счет 010400000 "Амортизация" предназначен для отражения данных, характеризующих степень изношенности основных средств учреждения. Расчет годовой суммы начисления амортизации основных средств производится линейным способом исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. В течение отчетного года амортизация на основные средства начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы. По объектам основных средств амортизация начисляется в следующем порядке: - на объекты основных средств стоимостью до 1 000 рублей включительно амортизация не начисляется; - на объекты основных средств стоимостью от 1 000 рублей до 10 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100 % балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию; - на объекты основных средств стоимостью свыше 10 000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами.
2.2.2. Учет нематериальных активов
Учет нематериальных активов ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов». В составе нематериальных активов учитываются объекты интеллектуальной собственности, используемые при производстве продукции. выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение срока. Превышающего 12 месяцев. Срок полезного использования нематериальных активов определяется при принятии объекта к учету исходя из предполагаемого (планируемого) срока его использования в целях производства или управления, но не более 20 лет. Срок полезного использования объекта не может превышать срока действия (использования), установленного для него законом или договором. Срок полезного использования определяется приемочной комиссией, назначенной приказом директора. Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме фактических расходов на их приобретение или создание. Изменение первоначальной стоимости объектов нематериальных активов не допускается. Амортизация нематериальных активов производится линейным способом исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации. Исчисленной исходя из срока полезного использования объекта. Амортизационные отчисления начисляются ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы. В организациях с сезонным характером производства годовая сумма амортизации начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году. Аналитический учет нематериальных активов и их амортизации ведется по отдельным объектам нематериальных активов.
2.2.3. Учет материально-производственных запасов
В соответствии с Инструкцией № 70н материальные запасы в форме сырья и материалов, предназначенных для использования в процессе деятельности учреждения, а также для перепродажи, учитываются на счете 105 "Материальные запасы" (п. 48 Инструкции № 70н). К материальным запасам относятся: - предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости; - предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с классификацией ОКОФ (п. 49 Инструкции № 70н). Учет материальных запасов ведется на следующих субсчетах Плана счетов бюджетного учета (п. 61 Инструкции № 70н): - 105.01 "Медикаменты и перевязочные средства"; - 105.02 "Продукты питания"; - 105.03 "Горюче-смазочные материалы"; - 105.04 "Строительные материалы"; - 105.05 "Прочие материальные запасы"; - 105.06 "Готовая продукция". Таким образом, в состав материальных запасов по новой Инструкции включается также готовая продукция, учтенная прежде на счете 080 "Готовая продукция". Обратите внимание, что в соответствии с пунктом 74 Инструкции № 107н строительные материалы, предназначенные для текущего и капитального ремонта, учитывались в составе счета 063 "Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности". В новой Инструкции для них предусмотрен счет 105.04 "Строительные материалы". Материальные ценности, учитываемые на счете 068 "Материалы в пути", - это материалы, оплаченные учреждениями по иногородним поставкам, но не поступившие к концу месяца на склад, а также материалы, полученные на склады групп централизованного снабжения и хозяйственного обслуживания и не распределенные по учреждениям, в соответствии с Инструкцией № 70н должны учитываться в составе счета 107 "Нефинансовые активы в пути" (табл. 4). На счете 107 "Нефинансовые активы в пути" учитывается стоимость объектов основных средств, нематериальных активов, материалов, отгруженных поставщиками, но не поступивших к концу отчетного периода в учреждение, при осуществлении расчетов по аккредитиву, а также при движении объектов нефинансовых активов по централизованному снабжению (п. 82 Инструкции № 70н). В соответствии с проектом Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности не предусматривается наличие остатков по состоянию на 1 января по счету 107 "Нефинансовые активы в пути". Поэтому, возможно, придется относить стоимость объектов основных средств, нематериальных активов, материалов, отгруженных поставщиками, но не поступивших в учреждение к концу года, на расчеты с поставщиками.
Таблица 4
Все, что не имеет прямого соответствия новому плану, счетов отражается по счету "Прочие материальные запасы". В таблице 5 (Приложение 2) приведено соответствие счетов по учету материальных запасов, готовой продукции по плану счетов, приведенному в Инструкции №107н, и субсчетов счета 105 "Материальные запасы" по плану счетов, приведенному в Инструкции № 70н. В "Бухгалтерии для бюджетных организаций" имеется возможность формировать отчет "Инвентаризационная опись ф. 401" по конкретному счету бухгалтерского учета. Инвентаризации подлежат также материальные запасы, учитываемые на забалансовых счетах: - товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение; - материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению; - бланки строгой отчетности; переходящие спортивные призы, кубки и др. В соответствии с Инструкцией спецоборудование, приобретенное для выполнения научно-исследовательских работ по конкретной теме заказчика, переданное со склада в научное подразделение для выполнения работ по теме (договору), учитывается на счете 12 "Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками" (прежде учитывалось на счете 02 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение"). В таблице 6 приведено соответствие забалансовых счетов по учету материальных запасов, приведенных в Инструкции № 107н, счетам плана счетов, приведенного в Инструкции № 70н. Таблица 6
2.2.4. Учет расчетов с подотчетными лицами
Расчеты с подотчетными лицами учитываются на счете 208 "Расчеты с подотчетными лицами", который включает следующие субсчета в разрезе статей классификации операций сектора государственного управления: - 208.01 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате труда"; - 208.02 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг связи"; - 208.03 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате транспортных услуг"; - 208.04 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате коммунальных услуг"; - 208.05 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование имуществом"; - 208.06 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг по содержанию имущества"; - 208.07 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих услуг"; - 208.08 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате пособий по социальному страхованию населения"; - 208.09 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате пособий по социальной помощи населению"; - 208.10 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате социальных пособий, выплачиваемых организациями сектора государственного управления"; - 208.11 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих расходов"; - 208.12 "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств"; - 208.13 "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению нематериальных активов"; - 208.14 "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению материалов"; - 208.15 "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению ценных бумаг, кроме акций"; - 208.16 "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению акций и иных форм участия в капитале". Расчеты по командировкам надо отражать по трем субсчетам: - 208.01 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате труда" - в части оплаты суточных; - 208.03 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате транспортных услуг" - в части оплаты проездных документов; - 208.07 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих услуг" - в части оплаты проживания. Информация для распределения по аналитическим счетам берется из заявления о выдаче сумм под отчет работника, на котором бухгалтерией проставлены коды экономической классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, а также из расходного кассового ордера предусмотрено формирование расшифровки к расходному кассовому ордеру.
2.2.5. Учет расчетов по недостачам
Расчеты по недостачам учитываются на счете 209 "Расчеты по недостачам", который включает следующие субсчета: - 209.01 "Расчеты по недостачам основных средств"; - 209.02 "Расчеты по недостачам непроизведенных активов"; - 209.03 "Расчеты по недостачам нематериальных активов"; - 209.04 "Расчеты по недостачам материальных запасов"; - 209.05 "Расчеты по недостачам финансовых активов". Инвентаризационной комиссии необходимо проанализировать суммы недостач, учтенные на счете 170 "Расчеты по недостачам" на 1 января , и распределить их по видам. Информация для распределения по аналитическим счетам берется из материалов проведенных инвентаризаций.
2.2.6. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
Расчеты с поставщиками за поставленные товарно-материальные ценности, работы и услуги ведутся на активно-пассивных счетах 150 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами". В балансе по счетам 150, 178 задолженность показывается развернуто - дебиторская задолженность - в активе, кредиторская - в пассиве. В Инструкции по бюджетному учету не предусмотрены активно-пассивные счета. Расчеты с поставщиками и подрядчиками будут отражаться на двух счетах: - 206 "Расчеты по выданным авансам" (активный); - 302 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (пассивный). Учет по этим счетам следует вести в разрезе статей расходов, аналогичных статьям новой экономической классификации расходов (ЭКР). В таблице 7 представлено соответствие субсчетов кодам ЭКР. Таблица 7
2.2.7. Порядок проведения инвентаризации
Инвентаризации проводятся в порядке, утвержден ном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России. Ежегодные инвентаризации имущества и финансовых обязательств проводятся на основании приказа руководителя в период с 1 октября отчетного года по 31 января следующего года. Ежемесячно по состоянию на последнее число месяца проводятся инвентаризации товаров, готовой продукции, незавершенного производства. Ежеквартально по состоянию на последнее число квартала проводятся инвентаризации просроченной дебиторской задолженности. Внеплановые инвентаризации проводятся при смене материально-ответственных лиц, при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей, в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций. .Выявленные при инвентаризации и других проверках расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета оформляются в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
2.2.8. Создание резервов и использование прибыли
Организация ежегодно по результатам инвентаризации создает резервы по сомнительным долгам и резерв по обесценению вложений в ценные бумаги. Сумма резерва утверждается приказом на основании данных, представленных Главным бухгалтером. Резервы учитываются на счете «Резервы предстоящих расходов». Аналитический учет ведется по видам резервов.
2.2.9. Порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности
Организация подготавливает годовую бухгалтерскую отчетность в объеме и по формам, предусмотренным Приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Аудит бухгалтерской отчетности проводится независимым аудитором, назначенным общим собранием акционеров. Срок представления отчетности аудитору определяется договором. Организация подготавливает промежуточную (квартальную) бухгалтерскую отчетность. Внутренняя бухгалтерская отчетность является коммерческой тайной организации и представлению внешним пользователям не подлежит. Бухгалтерские операции, совершенные бюджетным учреждением в течение 2006 года, приведены в таблице 8 Приложение 3. Все операции отражаются в Оборотно-сальдовой ведомости. По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу (ф. 0504072). Согласно внесенным в Инструкцию № 5н изменениям для заполнения форм бюджетной отчетности можно использовать показатели не только Главной книги, но и иных регистров бюджетного учета. Порядок заполнения Баланса исполнения бюджета главного распорядителя представлен в Приложении 4.
2.3. Осуществление контроля в ГУЗ
Отсутствие синтетического счета в новом Плане счетов бюджетного учета по учету расходов на содержание учреждения обуславливает их постатейное списание при заключении счетов, сопровождающееся сложным расчетом по закрытию счетов аналитического учета. Это не позволяет оперативно рассчитывать фактическую себестоимость оказываемых услуг и анализировать их социальную и экономическую эффективность. Контрольные мероприятия по проверке правильности использования бюджетных средств в ГУЗ «Поликлиника №2» осуществляют многие органы, но эффективность таких мероприятий различная. Анализ данных департамента здравоохранения области по результатам контрольных мероприятий свидетельствует о снижении незаконных (нецелевых) расходов по содержанию учреждений здравоохранения с переходом учреждений на казначейскую систему исполнения бюджета. Нецелевые расходы средств краевого бюджета в 2006 г. уменьшились на 23,2 %, а неэффективные - на 47,9 % по сравнению с 2004 г. При этом серьезные недостатки в работе департамента здравоохранения установлены Контрольно-счетной палатой по организации и осуществлению закупок материальных ценностей для нужд государственных лечебных учреждений. Это закупка медицинского оборудования с худшими эксплуатационными характеристиками взамен заявленных на ту же сумму, и приобретение лекарственных средств у 23-х фирм, ранее поставляющих фальсифицированные препараты. Закупки медикаментов у таких фирм за 200462005 гг. составили около 600 млн. руб. Проведенный анализ контроля исполнения смет расходов учреждениями здравоохранения области показал, что недостаточно проработаны вопросы воздействия результатов казначейского и ведомственного контроля на непосредственных участников и исполнителей финансовых операций. Текущий контроль и анализ расходов ГУЗ «Поликлиника №2» затруднен, поскольку информация о расходах завуалирована в аналитических счетах. Для повышения достоверности отражения в учете доходов и расходов государственных учреждений от оказания платных услуг необходимо разработать регистры аналитического учета, по которым составляется документ - Справка бухгалтера по расчету суммы средств к возмещению в бюджет за платные услуги, оказанные в пределах основного рабочего времени медперсоналом учреждения. Эти регистры позволят систематизировать и накапливать информацию о доходах лечебных учреждений по каналам их поступления, и о расходах - по статьям затрат и видов услуг для усиления контроля за рациональным расходованием материальных и денежных ресурсов. Существующая система контроля исполнения доходов и расходов ГУЗ «Поликлиника №2» предполагает проверку целевого использования бюджетных средств в виде последующего контроля. При этом вопросы целевого использования бюджетных средств, правильности отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, особенно по предпринимательской деятельности, остаются за рамками контроля. Поэтому необходимо создание вневедомственной независимой службы аудита эффективности использования бюджетных средств, готовящей по результатам проверок бюджетных учреждений материалы органам власти для разработки управленческих решений. Исходя из этого, необходимо разработать организационно-методический механизм аудита эффективности использования бюджетных средств по содержанию государственных учреждений здравоохранения, позволяющий обеспечивать действенность финансового контроля. Главной задачей отдела внутреннего контроля ГУЗ «Поликлиника №2» является осуществление внутреннего контроля. В рамках поставленной задачи отдел внутреннего контроля выполняет следующие функции: - проведение регулярных проверок за осуществлением операций исполнения бюджета; - выявление ошибок и нарушений; - разработка рекомендаций по устранению допущенных ошибок и нарушений; - контроль процедур сверок с другими участниками бюджетного процесса; - контроль правильности ведения бухгалтерского учета; - проведение других мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности процедур внутреннего контроля.
Система бухгалтерского учета бюджетных учреждений представляет собой совокупность правил, средств и методов учета хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. Основы бухгалтерского учета как бюджетных, так и коммерческих организаций закреплены в Федеральном законе от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями). Основные принципы учета (принцип двойной записи, принцип оценки и др.) едины для бухгалтерского учета организаций всех форм собственности. Однако система бухгалтерского учета бюджетных учреждений характеризуется наличием специальной нормативно-правовой базы: постановления Правительства РФ, инструкции, приказы, письма Министерства финансов РФ, Министерства по налогам и сборам РФ, Минтруда РФ, указания Центрального Банка РФ относительно деятельности, порядка учета и налогообложения бюджетных учреждений. Основным нормативным актом, регламентирующим ведение бухгалтерского учета бюджетных организаций, является Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях № 70н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести: - организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации; - контроль исполнения сметы расходов; - переход на казначейскую систему исполнения бюджетов; - выделение в учете кассовых и фактических расходов; - отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки и др.). Специфические особенности учета в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов. В отличие от бухгалтерского учета коммерческих организаций, где главной задачей отчетности является оценка их деятельности, отчетность бюджетных учреждений ориентирована, прежде всего, на контроль за деятельностью учреждений со стороны органов государственной власти. Правоспособность бюджетных учреждений, входящих в систему централизованного бухгалтерского учета, еще более ограничена по сравнению с объемом, предусмотренным не только Гражданским, но и Бюджетным кодексами: они фактически лишены возможности распоряжаться денежными средствами, полученными по смете. Бухгалтерский учет в ГУЗ «Поликлиника №2» ведется на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению. Бухгалтерский учет ведется компьютерным способом с применением программы «1С: Бухгалтерия» (версии 7.7.) Организация ежемесячно (ежеквартально) формирует и оформляет в печатном виде регистры бухгалтерского учета по форме, утвержденной приказом директора (для иных форм, при наличии утвержденной приказом внутренней инструкции по применению формы учета). Контрольные мероприятия по проверке правильности использования бюджетных средств в ГУЗ «Поликлиника №2» осуществляют многие органы, но эффективность таких мероприятий различная. Текущий контроль и анализ расходов ГУЗ «Поликлиника №2» затруднен, поскольку информация о расходах завуалирована в аналитических счетах. Для повышения достоверности отражения в учете доходов и расходов государственных учреждений от оказания платных услуг необходимо разработать регистры аналитического учета, по которым составляется документ - Справка бухгалтера по расчету суммы средств к возмещению в бюджет за платные услуги, оказанные в пределах основного рабочего времени медперсоналом учреждения. Эти регистры позволят систематизировать и накапливать информацию о доходах лечебных учреждений по каналам их поступления, и о расходах - по статьям затрат и видов услуг для усиления контроля за рациональным расходованием материальных и денежных ресурсов. В целях усиления контроля в бюджетных учреждениях можно сделать вывод о необходимости создания новой организационно-правовой формы, которая имела бы характеристики общественно контролируемой (публичной) некоммерческой организации. Искомая форма организации должна отвечать следующим требованиям: - основная цель деятельности не связана с извлечением прибыли; предмет и цели деятельности определяются в уставе; - допускается создание организации как одним, так и несколькими учредителями, например, совместно региональным и муниципальным органами, либо муниципальным органом и юридическим лицом (что не допускается ни для учреждения, ни для унитарного предприятия); - учредители наделяют организацию имуществом, которое сохраняется в их собственности; прямых заданий собственников переданного имущества не предусматривается; - ключевую роль в управлении организацией играет коллективный орган (наблюдательный совет), формируемый учредителями с привлечением общественности; он контролирует направления и масштабы деятельности организации, рассматривает ее финансовый план; - финансирование деятельности организации со стороны учредителей и других покупателей в системе общественного финансирования социальных услуг осуществляется на основе договоров; - прибыль направляется на развитие основной деятельности организации и не может быть распределена в пользу учредителей. Такая форма организации обеспечивает б?льшую ее автономность по отношению к учредителю, чем в случае организации, созданной в форме учреждения. Но при этом используется механизм контроля, осуществляемого наблюдательным советом, назначаемым учредителем.
1. Бюджетный кодекс РФ. 2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996. №129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.06.2003. №86-ФЗ). 3. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. №107. 4. Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 26 августа 2004 года №70н. 5. Приказ Минфина России от 10.02.2006 № 25н о внесении изменений в инструкцию по бюджетному учету от 26 августа 2004 года №70н. 6. Арапов В.Д. Перспективы развития бюджетного учета // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2005. – №1. – С. 10-13. 7. Белов А.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. – М.: Экзамен, 2005. – 511 с. 8. Бурцев В.В. Система контроля бюджетной организации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2004. – №9. – С. 20-26. 9. Бюджетный учет: новый порядок ведения. – М.: Информцентр, 2005. – 480 с. 10. Бюджетный учет: переход к новым правилам. – М.: Информцентр, 2005. – 336 с. 11. Васильев Ю. Бюджетный учет: Учет основных средств по новым правилам // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2005. - №16. – С. 26-30. 12. Васильев Ю. Суммовые разницы в учете бюджетных учреждений // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2005. - №12. – С. 14-17. 13. Гарнов И. Новая бюджетная классификация // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2005. - №3. – С. 3-7. 14. Гарнов И. Типовые проводки по отражению финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2005. - №2. – С. 4-11. 15. Иванов И. Особенности отражения в бюджетном учете операций по начислению и выплате заработной платы // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2005. - №8. – С. 23-26. 16. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств бюджетной организации // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2005. - №3. – С. 3-7. 17. Колеватова О. А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. – М.: Бухгалтерский учет, 2005. – 304 с. 18. Король Е.А. Новая экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2004. – №24. – С. 15-20. 19. Королькова Т.В. Перспективы развития бюджетного учета // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2004. – №10. – С. 11-14. 20. Максимова Л. Представительские расходы бюджетной организации // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2005. - №3. – С. 24-28. 21. Митрофанов Р. ЕСН: документальные проверки в бюджетных организациях // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2005. - №2. – С. 26-29. 22. Настольная книга бухгалтера бюджетного учреждения: Сборник документов / Сост. Алексеева И.В. – М.: Дело, 2004. – 720 с. 23. Натаров В.Н. Уровень бюджетной дисциплины и качество казначейского контроля // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2004. – №23. – С. 12-16. 24. Новая Инструкция по бюджетному учету // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2004. – №19. – С. 5-8. 25. Пискарева Ю.М. Организация бюджетного учета // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2005. – №1. – С. 7-10. 26. План счетов бюджетного учета. Практическое руководство. – М.: Эксмо, 2005. – 400 с. 27. Родионова В.М., Баятова И.М., Маркина Е.В. Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных учреждениях. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2003. – 232 с. 28. Салина Л. Учетная политика бюджетной организации // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2005. - №7. – С. 19-22. 29. Салина Л. Учет расходов на ГСМ в бюджетных организациях // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2005. - №10. – С. 16-19. 30. Салина Л. Учет спецодежды в бюджетных организациях // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2005. - №2. – С. 12-15. 31. Сергеева К.В. «1 С: Бухгалтерия для бюджетных учреждений» в вопросах и ответах // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2004. – №23. – С. 28-32. 32. Сергеева К.В. Бюджетный учет в 2005 году // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2004. – №23. – С. 28-32. 33. Сильвестрова Т. Перевод остатков и оборотов средств на счета бюджетного учета // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2005. - №7. – С. 14-18. 34. Федотов, А. В. Бухгалтерский учет и контроль в страховых медицинских организациях и фондах ОМС: учеб. пособие рек. УМО вузов / А. В. Федотов и др. // Медицинское страхование в Краснодарском крае / КГМА.- Краснодар, 1999.-С.170-218. 35. Федотов, А. В. О концепции реформирования бухгалтерского бюджетного учета в России / А. В. Федотов и др. // Проблемы и перспективы повышения конкурентоспособности Российской экономики – ч. 1 / КубГАУ. – Краснодар, 2004. – С. 314-321.
Таблица 3
Таблица 5
Таблица 8
Бухгалтерские операции за период с 01.01.06 по 31.01.06
Порядок заполнения Баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета
[1] Ст. 28 БК РФ [2] Сергеева К.В. «1 С: Бухгалтерия для бюджетных учреждений» в вопросах и ответах // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2004. – №23. – С. 28-32. [3] Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 26 августа 2004 года №70н. [4] Бюджетный кодекс РФ [5] Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 26 августа 2004 года №70н. [6] Новая Инструкция по бюджетному учету // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2004. – №19. – С. 5-8. [7] План счетов бюджетного учета. Практическое руководство. – М.: Эксмо, 2005. – 400 с. [8] Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 26 августа 2004 года №70н. [9] Белов А.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. – М.: Экзамен, 2005. – 511 с. [10] Сергеева К.В. Бюджетный учет в 2005 году // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2004. – №23. – С. 28-32. [11] Пискарева Ю.М. Организация бюджетного учета // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2005. – №1. – С. 7-10. [12] Родионова В.М., Баятова И.М., Маркина Е.В. Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных учреждениях. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2005. – 232 с. [13] Настольная книга бухгалтера бюджетного учреждения: Сборник документов / Сост. Алексеева И.В. – М.: Дело, 2004. – 720 с. [14] Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Самоучитель по бухгалтерскому и налоговому учету. – М.: Проспект, 2005. [15] Колеватова О. А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. – М.: Бухгалтерский учет, 2005. – 304 с. |
|